Протокол № 4, 10.08.2017

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан

____________ И. Джураев

«____» _____ 2017 года

 

Протокол №___

 

Научно-технического совета Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан

 

27 июля 2017 г.                                                                                    г. Ташкент

 

Председательствовал:

Мухитдинов М.– Заместитель председателя Научно-технического совета Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан.

Участвовали:      

Угламов Б., Набиев Р., Усманов С., Юсупов О., Султанов Б., Гатаулина А.,Чекашкина Т., Мелибоев Ш., Хурсанов Р., Назарова М., Таджибаева Х., Рахматуллаев З., Хасанов Х., Исаев Х.,Каюмов Ш., Махмудов М., Якубов Б., Абидов Б., Камилов Д., Гафуров А., Тешабаев Т., Кунгуров Ф., Набишев Д., Арифджанов А., Рахимбоев С.

Отсутствовали:

Дадамухаммедов Р.,Бикметов Т., Мансуров Р., Зияев Ғ., Газиев А., Сангилов М.

 

 

Заседание

Научно-технического Совета

 

Повестка дня

 

1. Отчет НИР: Исследование реализации Республикой Узбекистан Женевской и Тунисской программ по формированию информационного общества.

 

Докладчик: к.ю.н. Исхакова Лавиза – Ведущий инженер САЭМС,
ГУП “Unicon.uz”.

 

Оппоненты: д.э.н., проф. Иминов Тохир – Генеральный директор СК “Алском”;

 

Каюмов Шухрат – Заместитель директора, Центр развития системы “Электронное правительство”.

 

Ответственный: Рахимбоев С.К.

 

 

2. Отчет НИР: Исследование и разработка алгоритма ассиметричного шифрование на основе параметров матрицы.

 

 Докладчик: к.т.н. Ахмедова Ойдин – Начальник отдела, ГУП “Unicon.uz”.

 

Оппоненты: Рахматуллаев Зафар – Директор Центра обеспечения информационной безопасности;

 

к.т.н. Ташев Комил – Декан факультета “Компьютерный инжиниринг”, ТУИТ

Ответственный: Рахимбоев С.К.

 

3. Разное.

 

Мухитдинов М.: Барчангиз кун тартиби танишсиз, иккита илми-тадқиқот ишини кўриб чиқиш режалаштирилган. Кун тартиби бўйича таклиф, мулоҳазалар борми? Унда тасдиқлаб оламиз.

Кун тартибидаги биринчи масала “Исследование реализации Республикой Узбекистан Женевской и Тунисской программ по формированию информационного общества” мавзусидаги ИТИ. Марҳамат сўз юридик фанлари номзоди Лавиза Фуатовнага.

Исхакова Л.: Вашему вниманию представляется презентация на выполненную научно-исследовательскую работу «Исследование реализации Республикой Узбекистан Женевской и Тунисской программ по формированию информационного общества» (доклад прилагается, приложение 1).

(Доклад по НИР затянулся в нарушении регламента до 46 минут. В процессе доклада со стороны членов НТС высказаны замечания по сокращению и переходу к конкретным научным результатам, выводам и рекомендациям.)

Мухитдинов М.:У Вас все? Спасибо. Какие будут вопросы?

Абидов Б.: Давайте вопросы, постольку это все-таки завершающий этап работы, я так понимаю. Я не читал отчета, но внимательно посмотрев слайды, и у меня создалось очень интересное впечатление. Вы говорите об информационном обществе, и данные, которые приведены, не связаны с датой, т.е. Вы даете какой-то числовой показатель, который очень важен для дальнейшего развития информационного общества, а не ясно, на какой период времени эта дата.

Теперь, по тексту много формулировок, являющихся постулатами, я не спорю с постулатами, потому как они отработаны временем, обсуждены, некоторые являются просто спорными утверждениями, они требуют доказательной базы или это Ваши мысли, связанные с будущим? Мне непонятно.

Следующий момент, есть такая фраза – «Повышение компьютерной и мультимедийной грамотности». У меня возникает вопрос «Сейчас наше общество безграмотно? Безграмотно? Я нормально спросил. Потому что сегодня вот такой маленький ребенок обладает возможностью и в интернете покопаться... Мы говорим или у нас в школах не преподают? Или в институтах не преподают? Лишний раз говорить о том, что информационное общество, куда мы двигаемся, требует компьютерной грамотности! Я уже не знаю… Извините, сколько лет компьютер проник в нашу жизнь? Сколько можно говорить еще о компьютерной грамотности? Я извиняюсь, но это у меня вызывает определенный вопрос – неужели мы такие безграмотные, что надо сказать про компьютерную грамотность? Еще вы написали – профессорско-преподавательский состав ТУИТ и его филиалы должны… Я обратился к цифрам, которые у Вас есть. Вы написали, что в течение 5 лет, 2011-2015 гг. обучение компьютерной грамотности прошли 61 110 человек по Республике Узбекистан. Нескромный подсчет показывает, что в неделю в Республике повышали свою компьютерную грамотность 240 человек. Неужели это является достижением? Я не знаю, может быть я не те вопросы задаю, но Ваши данные говорят об этом. За 5 лет, в Республике с населением 31 млн. чел., повысили грамотность 61 110. Получается, что все остальные либо грамотные, или еще того хуже.

Исхакова Л.: Это данные по ТУИТ.

Абидов Б.: Меня не волнуют данные по ТУИТ. Меня волнует Ваше отношение к результату. Если цифровые данные у Вас не вызывают сомнения, тогда Вы не можете ими оперировать. Как только Вы начинаете оперировать, это становится Вашим. Как Вы могли допустить такое? Вы же должны ответить на вопрос серьезно?

Дальше. Знаете, у меня к русскому языку такое отношение. Он великий язык, как и любой другой. Но не надо его, извините, приводить в такое состояние, от которого любому русскоязычному человеку становится дурно. Я читаю фразу внимательно, я постараюсь прочитать его как положено – «институционализированная структура». Я язык сломал. Что, в русском языке есть такая фраза? Есть такое слово?

Исхакова Л.:В научной деятельности есть.

Абидов Б.: Какой научный деятель мог такое написать? Вам это нравится? Нет других слов, подтверждающих? Любой отчет, любая статья, монография учит людей. Чему мы учим?

И последнее, сколько специалистов работали вместе с Вами над этой проблемой, над этим отчетом?

Исхакова Л.: Четверо.

Абидов Б.: Четверо? У меня создалось впечатление, что это только Ваши мысли. Я просто знаю, как Вы излагаете, не первый раз я Вас слышу. И вот у меня возник естественный вопрос. У меня все эти вопросы единственно для того, чтобы Вы знали. Попробуйте, чтоб Вы тоже убедились. У меня единственный глобальный вопрос: «Как Вы представляете информационное общество в Республике Узбекистан? Буквально в трех словах. Спасибо.

Исхакова Л.:Я думаю, что я не буду отходить от классики, что это, конечно же, прежде всего, какая-то новая имеющаяся на сегодняшний день информация общества, которая основана на повсеместном применении знаний, знания становятся продуктом, знания становятся основой материального производства. У нас это, сегодня, повсеместное распространение информационно-коммуникационных технологий, которые меняют в целом нашу социальную жизнь, наше социальное взаимодействие людей между собой, оно меняет характер и содержание образования. Использование ИКТ меняет характер экономических взаимодействий, в том числе трудовых, потому что речь идет о том, что определенные какие-то профессии уже просто исчезают, а на его месте, мы же не знаем какие профессии могут возникнуть завтра, что это совсем другой характер труда, с точки зрения юридической силы – это электронная демократия, это открытость государственных органов для граждан. И мы это тоже сегодня видим. Конечно же, я могу открыто признаться, мы проводили конкретный мониторинг работы сайтов всех государственных органов, мы открывали все сайты государственных органов, без исключения. Сайт открывали и пытались разобраться, как он работает. Конечно, много, над чем нужно работать. У многих там просто пустота. Конечно, заявлено, сам сайт есть, но функционально он не соответствует всем требованиям, которые должны быть для того, чтобы деятельность этого государственного органа, хотя бы в определенной степени, была открыта. Я хотела сказать, что все три сферы, а если отдельно еще брать социальную жизнь людей – это изменяет характер личных отношений, семейных отношений, взаимодействие людей между собой. Информационное общество я вижу в этом, и все это, конечно же, имеет самую главную цель – это облегчить людям жизнь. Я вот так думаю. По крайней мере, это соответствует тем требованиям, которые установлены. Мы по крайней мере идем навстречу людям. Может быть не по всем сферам одинаково, но это вошло в одно из социальных путей. Государство является инициатором сегодня всей инициативы, идущей от Президента, это тоже как бы доказывает, что государство абсолютно открыто гражданам. Одним из первых действий, первых больших инициатив Президента была открытость. Это конечно поразило огромным объемом работы для государственных органов, но в то же время создало основу для того, чтобы определить, где у нас слабые места, куда идти дальше, как решать вопросы.

Мухитдинов М.: Просьба. Вы лаконично, четко в 2-3 словах дайте ответ вначале, вопрос об информационном обществе – дать определение – он правильно задал вопрос, хороший вопрос, кстати говоря, этот вопрос у меня тоже назревал, потому что дать лаконичное определение это важно, объемное, краткое. Почему? Просто литература должна быть классической, а в информационном обществе есть такие известные в мире авторы – Тофлер, Белл, Масуди и другие. Не всякое применение компьютерной техники или ИКТ это информационное общество. Это имеет свои признаки, свои характерные черты. Чем отличается информационное общество от индустриального, постиндустриального и т.д.? Вы об этом попробовали четко ему доказать. Дальше – больше… Вот сейчас я спрошу у него – удовлетворен ответом? Нет?

Абидов Б.: Мы с Вами работали по вопросу информационного общества.

Мухитдинов М.: Да я об этом расскажу. Давайте отвечайте на следующий вопрос. Только быстро и лаконично.

Исхакова Л.: Следующий вопрос, связанный с периодом: 2015+10лет. На международном уровне 2025 год – это год подведения итогов формирования информационного общества в соответствии с документами. В 2015 году должны были быть подведены итоги, но в связи с тем, что информация идет слишком разнопланово, был сделан вывод и приняты новые документы о подведении итогов в 2025 году.

Теперь о постулатах. Действительно, то, что связано с направлениями звучит как постулаты – это требования, установленные международными документами. И, конечно же, у нас есть качественный анализ, что сделал Узбекистан и сделаны выводы, что еще необходимо сделать, в каких направлениях необходимо действовать. Это звучало как постулаты, т.к. связано с международным правом. Потому что все, что связано с международным правом всегда звучит как постулат.

По поводу компьютерной и мультимедийной грамотности. Я хочу сказать, что постулат «совершенствование, ликвидация компьютерной и мультимедийной безграмотности» – термин, оборот, который взят из Женевской программы. И поэтому из песни слов не выкинешь, мы должны говорить о том, что общей государственной статистики компьютерной и мультимедийной безграмотности у нас, к сожалению, нет. У нас не ведется анализ информации, связанный с ИКТ. Это просто бич на сегодняшний день, действительно очень большое научное направление. Но я не согласна, мы говорим конечно об интеллигенции, но мы забываем о сельской местности, эти документы отдельно говорят об инвалидах, о малоимущих семьях, о людях живущих в сельской местности, у которых подчас нет доступа к ИКТ. То есть речь идет не о городе, компьютерная грамотность должна быть повсеместной. Задача перед государством остается. Сейчас имеются частные курсы ИКТ, есть ИКТ для работы, для профессий, для образования, для бытового использования. И все эти уровни порождают развитие образовательного процесса.

Мухитдинов М.: Все, да?

Исхакова Л.: Да.

Мухитдинов М.: Есть вопросы? Пожалуйста, Альмира Рафаиловна.

Гатаулина А.: Я бы хотела сказать, что из выступления и из самой работы понятно, что очень много информации, и мы знаем, что это одна из главных целей стратегии нашего государства, которая принята у нас – использование информационных технологий и приближение к ним. И как правильно было отмечено, информационное общество – это новый уровень цивилизации, т.е. общество переходит к новым видам взаимодействия между собой. Я бы хотела поддержать, что необходимость повышения компьютерной грамотности будет всегда, потому что возможности компьютерных приложений и возможностей, технологии будут развиваться. И людям тоже нужно будет вместе с этим проходить обучение, это то, что мы сейчас и делаем. Задача обучения будет постоянной.

По самой работе, я бы хотела два момента уяснить: есть ли у Вас слайды, чтобы мы на них смогли увидеть общие итоги: т.е. у нас называется тема «исследования реализации» – т.е. что мы реализовали по направлениям, в целом по программе, по одной и по другой, есть ли сейчас такая информация, и можно ли из этого сделать вывод – вот этот показатель четко здесь не был объяснен, что он означает, и по данному показателю Республика на каком уровне, в каком статусе она сейчас находится, что мы сейчас можем о себе сказать; и второе, что мы дальше должны делать для достижения реализации этих программ.

Исхакова Л.: По 2014 году есть данные МСЭ, что Узбекистан находится на 115 месте из 192 стран, но есть и хорошая новость, согласно рейтингу ООН по развитию электронного правительства Узбекистан с 2015 по 2016 гг. поднялся почти на 20 позиций (с 100 места переместились на 80-е) и занимает 80 место из 162 стран. Т.е. можно сказать у нас произошел прорыв – бурное развитие электронного правительства, онлайн-услуг, предоставляемых электронным правительством. Но если брать рейтинг по развитию электронного правительства в комплексе, он состоит из трех под индексов, из которых под индекс развития инфраструктуры является самым слабым местом в Узбекистане. Мы проанализировали ситуацию, проблема развития инфраструктуры заключается в том, что мы не изучаем этот вопрос и не даем необходимую информацию в международные органы. И вот это самое удручающее, т.е. этим вопросом надо заниматься. Этот под индекс он тоже состоит из 15 составляющих, и здесь мы подчас не имея какой-то информации какую-то среднюю цифру мы даем, в самом деле может быть у нас ситуация не хуже. Вот это заставляет нас дальше работать, чтобы наш рейтинг в международных организациях был соответствующим тому, что мы делаем. Статистика – это интегральная вещь. Правильно сказали о той статистике, мне самой очень обидно – 66 тыс. это статистика ТУИТ? Это они работая со служащими, повысили их грамотность, а общенациональной статистики у нас нет, к сожалению. Его никто не собирают.

Абидов Б.: Нет, или не найдено?

Исхакова Л.: Нет у нас такой статистики.

Абидов Б.: Я извиняюсь, может все-таки Вы неправы? Есть статический орган в Республике Узбекистан, в котором сводятся все данные по развитию ИКТ с предприятий. Я знаю, потому что наше предприятие предоставляло информацию, сколько человек повысило компьютерную грамотность. И мы по итогам прошлого года предоставляли в органы статистики информацию.

Исхакова Л.: Анализ показывает, что у нас в школах школьники изучают информатику, в колледжах тоже. Это является аналитической информацией.

Мухитдинов М.: Мы должны по отчету пройтись. Насколько отчет дает научные результаты, и насколько он обоснован, вот о чем речь идет. Не будем уходить в сторону, что статистически, что интегрально, не интегрально… Вот скажите, в одном месте Вы приводите, по тем индикатором, по которым оценивают развитие информационного общества стран, мы сейчас где находимся?

Исхакова Л.: 115 место, я уже сказала.

Мухитдинов М.: По одному индикатору 115-е, по другому еще больше. А почему такая цифра, почему мы на таком месте? Наш министр тоже зачастую акцентирует внимание на этих показателях: а в чем дело, почему так? Если это исследование, эти индикаторы информационного общества, то они, эти исследования должны появиться в расшифровке индикатора и сказать – где мы, почему там, а не здесь? И причины, как нам идти вперед и вперед. Вот это объясните, на одном примере этих индикаторов. Как Вы оцениваете развитие информационного общества в нашей Республике? По этим международным индикаторам, которые были придуманы не нами. Где мы находимся? И почему мы там?

Исхакова Л.: Причины я уже сказала, причины могут быть объективные и субъективные. Объективные в том, что мы этим специально не занимаемся. Мы не занимаемся статистикой. Статистика по ИКТ в определенном образе не собирается.

Мухитдинов М.: Ну это ставит тень на ясный день… У нас есть управления которые занимаются анализом, статистикой внедрение ИКТ во всех отраслях, кроме того есть управления курирующие  электронное правительство, отделы и т.д.

Хурсанов Р.: Вот у нас последние полтора года изменились нормативно-правовые акты, которые принимались непосредственно в сфере ИКТ. За 2016 и плюс полгода 2017 года принято больше чем 20 нормативно-правовых актов. И, кроме того, с нашего главного управления по электронному правительству, управления ИКТ сейчас запускается очень много электронных систем, т.е. это «лицензия», «коммунал» и т.д. Я сомневаюсь, что на сегодняшний день всего 66 тысяч пользователей ИКТ. Как можно в это поверить, когда с запуском виртуальной приемной Премьера, сегодняшний день Президента большинство пользователей раньше этим не пользовались, сейчас пользуются. Такой простой пример: арифметика, сколько на сегодняшний день госслужащих и плюс студентов, обучающих по всем ВУЗам Узбекистана? Это порядка больше 200 тысяч человек. Если из 200 тысяч студентов 50% процентов пользуются, то это 100 тысяч человек. Мне кажется, что эти 66 тысяч человек неподтвержденные данные.

Исхакова Л.: Эта статистика связана с ТАТУ. Сегодня мы можем сказать, если в Республике Узбекистан более 12 млн. пользователей Интернет, мы их автоматически можем занести к статистике компьютерной грамотности.

Хурсанов Р.: При выполнении этой НИР использовали ли Вы принятые в последние 1,5 года нормативно-правовые акты?

Исхакова Л.: Мы постарались проанализировать все. Мы дали предложение, у нас есть в заключении НИР, о необходимости разработки Информационного кодекса Республики Узбекистан.

Гатаулина А.: У вас в слайдах невозможно увидит результаты работы, понимаете? Вот почему возникает вопросы?

Юсупов О.: Ничего не видно!

Гатаулина А.: Тема работы «реализация программ». Все предложения носят рекомендательный характер, это не является реализацией. Нет четкого определения целей и задач реализации программы.

Мухитдинов М.: Аудитория сидит в таком странном состоянии, почему? Они не получили результатов исследований, о реализации говорит Альмира Рафаиловна: что сделано, каким методом, какие исследования, что получено. Она даже во время Вашего доклада принесла нам записку «Какой регламент. Прошло столько времени до темы доклада и содержания не дошли» Совет наш научно-технический, отвечайте, ведь задача поставлена – именно информационное общество где? – конкретно в Узбекистане. Конкретно какие позиции реализованы?

Исхакова Л.:(старается найти слайды)

Юсупов О.: Я тоже ничего не понял. Вы извините, вот Ваши все параметры тут я прочитал… Я отчет сам лично не читал, но Ваши все параметры рекомендательного характера, и всё, больше ничего нет, ни реализации… А мы говорим – надо сделать так, надо сделать так, надо сделать так… Если здесь очень много научных исследований, то надо было разбить их. Понимаете? Тут четкого определения нет. Вот я могу Вам все прочитать, тут только идет: необходимо осуществлять – цель 1, цель 2 – несмотря на значительные проверки необходимо развивать…, и дальше идете – только «быть», «необходимо», «изучить» … целям и задачам четкого определения нет. Надо четко определить, что необходимо сделать, чтобы ИКТ развивать, каким методом, что делать, как делать.

Исхакова Л.: Я не очень понимаю. Что они будут не рекомендательного характера. Конечно будет Наука только рекомендует.

Юсупов О.: Ну извините вы же пишете «…реализация в Республике Узбекистан». Надо четко определить, что необходимо сделать, чтобы ИКТ развивать, что бы развивать безопасные приложении всё.

Мухитдинов М.: Тут одни цитаты: «поддерживать», «привлекать», и таких пожеланий около двухсот. Я поэтому сидел вчера, вот видите я тут закладки сделал. Эти выделенные жирными шрифтом цитаты должны указаны ссылки откуда взяты из каких документов. Иначе это заимствования чужого материала.

Исхакова Л.: Мне очень неприятно слышать, что цитат… Это требования, которые государство должно выполнять.

Абидов Б.: Извините, Вы неправы, даже с юридической точки зрения Вы неправы, извините.

Рахимбоев С.: Афсуски катта изланиш олиб борилганлиги, катта ҳажмдаги ҳисобот тайёргарланганлигига қарамай жуда кўплаб саволлар туғилмоқда. Бунинг сабаби бугунги йиғилиш иштирокчилари таъкидлаганларидек тақдимот слайдлари талаб даражасида тузилмаганлиги. Ишнинг натижалари тўғри акс эттирилмаган. Маърузачиларга тақдимот тайёрлашда жаҳоннинг илғор компаниялари ўз маҳсулотларини тақдим этишларидаги тажрибаларини ўрганиб, хулоса чиқаришларини сўраган бўлар эдим.

Биринчи оппонент Ш. Қаюмов. Марҳамат.

Каюмов Ш.: (отзыв прилагается, приложение 2).

Мухитдинов М.: Наш следующий оппонент Т.Иминов, но он не смог присутствовать сегодня, поэтому его отзыв зачитает ученый секретарь.

Рахимбоев С.: (отзыв прилагается, приложение 3).

Исхакова Л.: Я благодарна моим оппонентам, особенно последнему, были сделаны конкретные замечания. Я с этими замечаниями полностью согласна.

Мухитдинов М.: Какие еще будут вопросы? Лавиза Фуатовна, вот в самом начале Вы приводите: 1 фаза – 2005 год, и 2 фаза - тоже 2005 год. Что означает – фаза?

Исхакова Л.: Это терминология, которую принял МСЭ и сама встреча на высоком уровне по формированию информационного общества рассматривается ни как совокупность документов, а как некий процесс внутри МСЭ и внутри ООН, т.к. МСЭ получает информацию по всем странам и является одновременно поставщиком для всех остальных международных организаций по информации о формировании информационного общества. Если кто-то захочет составить рейтинг по развитию ИКТ в Узбекистане, он возьмет информацию из самого главного официального источника в отделе МСЭ. Поэтому мы должны решать эту проблему, т.е. международные организации должны получать информацию о развитии ИКТ в нашей стране.

Мухитдинов М.: Вы не ответили на вопрос, что определяет фаза. В отчёте начиная с первой главы подчёркивается о том что должны делать государство по реализации Женевской и Туниской программы. Причём, говоря о первой и второй фазе завершающиеся в 2005 году поставлены задачи по реализации плана действий. А что 2005 год разве еще не наступил. По нему надо было дать информацию, да мы настолько-то процентов выполнили эти позиции. Получается что мы взяли оттуда из первоисточника (конвенции) перетащили в отчёт, а итогов не видно. Поэтому я понимаю Альмиру Рафаэловну она все время спрашивает что мы имеем в итоге от Тунисских и Женевских конвенций, что выполнено? Анализируя оглавление (содержание) можно увидеть ряд ошибок содержательного и редакционного характера. Как объяснить в четырёх параграфах название повторяется?  Это параграф 2.1      «Отчётные материалы по Женевскому плану действий», параграф 3.1  «Обзор выполнения Узбекистаном положений Женевского плана действий по направлению С2», параграф 4.1 «Обзор выполнения Узбекистаном положений Женевского плана действий», параграф 5.1 «Обзор выполнения Узбекистаном положений Женевского плана действий по направлению С4». Аналогично такие же повторы по Туниской программе. В параграфе 4.1. страница 44 про подготовку кадров. Страницу открываем а там ничего про подготовку кадров нет. Но кадры появляется в другом параграфе, параграф 5.1. У кого еще вопросы?

Рахматуллаев З.: Когда закончиться обсуждение первого вопроса и переходим ко второму? Я конечно извиняюсь, важный вопрос. Но давайте как-то придерживаться регламента.

Абидов Б.:НТС в очередной раз оказался один на один с проблемой: что делать с этим отчетом? Что делать деньги потрачены, ТЗ подписан, отчет итоговый имеется. Что делать Министерству в случае принятия отчета и что делать исполнителям в случае непринятия отчета? Я повторяю НТС очередной раз перед этой проблемой. До этого времени мы как минимум 4 раза сталкивались с такой проблемой. Я считаю, любая НИР должна заканчиваться не просто рекомендациями, а конкретной рекомендацией – кому и что делать? Потратили деньги? Государственные деньги? Где результат? что делать? Отчет кто то посмотрит, напишет какой-то приказ, кто то скажет давайте дальше будем разрабатывать это направление, придумает новый НИР…..

Гатаулина А.: Басит Казимович, что вы предлагаете? Давайте да, нет

Абидов Б.: Один Абидов ничего не предлагает.

Гатаулина А.: Ваше мнение, что вы хотите сказать?

Мухитдинов М.: Вы дайте сказать ему до конца, не перебивайте, не мешаете.

Гатаулина А.: У нас времени нет.

Усманов С.: Этот отчет должен быть использован Министерством, в, первую очередь, подразделениями Министерства. Как они выразили свое мнение по этому отчету?

Мухитдинов М.: Сейчас спросим у отдела. И потом Басит Казимович не делайте обиженное лицо. Альмира Рафаиловна не председатель сегодняшнего НТС. Давайте выступайте, выскажете свое мнение.

Абидов Б.: Этот отчет в заключительной части должен быть доведен до реализации. Вот и всё.

Угламов Б: Ҳақиқатан ушбу илмий иш жуда муҳим масалага бағишланган. Уни якунига етказиш борасида таклиф бор. Ҳозирда электрон ҳукумат тизими Ўзбекистон Республикасида ривожлантиришнинг 2018-2021 йилларга мўлжалланган дастури ишлаб чиқилмоқда. Бу дастур қарор билан тасдиқланади. Ана шу ишлаб чиқилаётган дастурда ИТИ муаллифини иштирок этишга таклиф этаман. Дастур ИТИ якуний натижаси сифатида ишлабчиқилса, иш ҳам ўз ниҳоясига етказилган деб ҳисобласа бўлади. Лойиҳа жорий йил 1 октябргача қабул қилиниши лозим.

Гатаулина А.: Согласно заложенным требованиям была проведена большая работа: проведен анализ, выделены проблемы, показано, что решено, а что нет. Я предлагаю принять отчет с учетом доработки конкретных рекомендаций.

Мухитдинов М.: Кто еще хочет сказать?

Якубов Б.:Я предлагаю доработать, дописать конкретные рекомендации по реализации и принять.

Мухитдинов М.: Значит Вы предлагаете доработать отчет. Спасибо у кого еще есть предложения?

Наша ошибка в том что многие не читали отчет. По объему может казаться большим. Как  сказал Якубов Б. после доработки еще раз рассмотреть потому что в таком виде с учетом обнаруженных ошибок, я считаю, что доработка отчета необходима. Вы знаете почему? Когда я задал вопрос что Вы предлагаете сегодня  нашей стране Узбекистану. Вообще то говоря, когда идешь к информационному обществу ты оглядываешься на те страны которые в впереди, далеко впереди и говоришь об их опыте. И потом себя сравниваешь и говоришь куда и каким путем? Я не получил ответа. Этого нет в отчете. Поэтому я напомнил классиков информационного общества которые начали 50 -60 годах прошлого столетия. У меня есть в планшете многие работы классиков. Вот представьте себе здесь должно было четко написано где мы находимся, где наши минусы, как их исключить. Нужен научный подход вы прекрасно знаете. Есть это в Тунисском и Женевском конвенциях 2003 и  2005 годах. У нас за эти годы по ИКТ было ряд Указов Президента, Постановлениий правительства. Мы шли но где-то не успевали. Поэтому искать причины этого отставания и невыполнение конкретных задач. Невыполнения Женевской и Тунисской программ по формированию информационного общества мы должны были раскрыть в этой работе. Я пытался найти эти материалы. Констатированные материалы прямо из конвенций. В отчете написано анализ выполнений направлений с4, с5 и т.д., но там нет анализа, а идет просто перечисление того что нужно сделать государству. Вся половина отчета - это первый промежуточный отчет, потом идет окончательный отчет. Мы всегда говорили что должен быть один единый сводный отчет, где сконцентрирована вся информация и естественно систематизирована и  обобщены материалы. К сожалению когда начинаешь читать с введения, когда введение  здесь и введение там которые повторяются в нутрии себя. Зачем это надо? С другой стороны вот мы говорим об образовании, а в нашей стране сделано  много, а почему его здесь нет. Или скажем в науке разве ничего не сделано? Сделано! Вроде к этому надо было отнестись как относились  классики – те которые создавали и теорию и практику.  Были ли диссертации? Были.

  Абидов Б.: Много.

Мухитдинов М.: О  них нет никакого упоминания. А вы теперь посмотрите научный отчет. Научный отчёт должен начинаться с анализа и обзора зарубежных и отечественных исследователей. К сожалению, в списке использованных источников и 12 наименований 7 отчёты НИР составленные в Ташкенте. Почему нет классиков, известных учёных в области информационного общества. Где Бел, Масуди, Тофлер и другие зарубежные и отечественные ученные. Где публикации?  Отдел который читал пропустил эти ошибки? Здесь есть целые пустые страницы  пропуски, оформление неряшливо есть цитаты выделенные жирным шрифтом не имеющие отношения к предыдущему и последующему тексту.

Должен был быть проведен анализ международного опыта ведущих стран по этому вопросу. А здесь даже своих нету. Нет ссылок на проведенные ранее ГУП “Unicon.uz” НИР по данному вопросу, на Постановления, принятые для внедрения и развития информационных технологий в различных направлениях в Республике. Это научный отчет который ляжет на полку и любой человек придет и задаст вопрос кто заплатил за эту работу 150 миллионов.

Теперь смотрите на Заключение. Рассмотрим выборочно. Выводы п.2 (стр. 70)

Среди факторов, ограничивающих развитие информационных технологий в Узбекистане, необходимо отметить следующие:

- обострившийся в последние годы дефицит кадров;

- недостаточный уровень подготовки специалистов;

- недостаточное количество ведущихся в стране исследований мирового уровня в области информационных технологий;

- историческое отставание по отдельным направлениям;

- несовершенство институциональных условий ведения бизнеса по ряду направлений;

- недостаточный спрос на информационные технологии со стороны государства;

- недостаточный уровень координации действий государственных органов, частного сектора и институтов гражданского общества развития по вопросам развития информационных технологий;

-слабое использование возможностей государственно-частного партнерства в области обучения и исследований.

 

Ни один из этих выводов не обоснован и не вытекает из отчёта.

«Недостаточный спрос на информационные технологии со стороны государства» Больше чем наше государство никто не занимался ИКТ. Каждое Постановление начинаются с ИКТ. И специально было Постановление которое посвящено развитию ИКТ. Почему имея такую мощную государственную поддержку, имея столь богатейший материал, нельзя было внести в этот отчет о том что наше государство уделяет большое внимание  ИКТ. Наш Президент с первых дней подписывает, Указы и Постановления по различным отраслям экономики и социального развития, акцентирующее  широкому внедрению информационных технологий, ИКТ.  А разве портал – виртуальная приемная президента, виртуальная приёмная Премьера разве это не звенья информационного общества?! Это лучший элемент того общества которой будет у нас. Эта система работает уже. Неужели невозможно было дать как один из ярких примеров внимания государства. Еще сколько постановлений должно государство выпустить, что бы вам вот такой вывод убрать отсюда? Я возмущаюсь потому, что это невнимательное отношение. Не только Вас, но и  других исполнителей. Поэтому это отчет надо переработать. Это мое мнение. Какие будут еще предложения? Курирующие этот отчёт отделы и Управление к содержанию отчёта отнеслись безответственно, не поинтересовались что сделано в отчёте. На каком месте находится Узбекистан? Почему 115 место?

Абидов Б.: Отчет по своим данным соответствует  2009 году, сегодня 2017 год. Поэтому отчет необходимо не просто доработать, его необходимо переделать. Еще раз повторю, что необходима законченность для внедрения: конкретно кто, что должен делать. Когда мы готовили концепцию, мы там писали какой министерство что должно делать. Мы это делали что бы концепция было живой и реализуемой. А этот отчет если даже в таком виде, Мухсин Муминович правильно сказал положил на полку и пусть лежит. Если кто-нибудь интересуется, посмотрит и скажит ничего нету в каком году я остался?

Мухитдинов М.:В связи с тем, что многие члены НТС не читали отчёт НИР, прошу учённого секретаря направить всем членам НТС полнотекстовый отчёт для ознакомления с содержанием и критичной    оценки

В ходе обсуждения поступило предложение о переработке отчёта в соответствии с замечаниями. Кто за переработку отчёта, прошу проголосовать? Кто против? Воздержавшиеся. Принимается единогласно.

 

Заслушав и обсудив Научно-технический совет постановляет:

НИР «Исследование реализации Республикой Узбекистан Женевской и Тунисской программ по формированию информационного общества» не отвечает требованиям предъявляемым к НИР. В связи с этим направить НИР на доработку в соответствии с замечаниями высказанных на НТС.

Мухитдинов М.: Кун тартибидаги навбатдаги масала тақдимоти учун сўз О.Ахмедовага.

Ахмедова О.: Ассалому алейкум, ҳурматли Илмий кенгаш аъзолари. Рухсатинглар билан «Матрица параметри асосида маълумотларни шифрлаш асимметрик алгоритмини тадқиқ этиш ва ишлаб чиқиш»мазсидаги ИТИ ҳақида қисқача маълумот бериб ўтаман(доклад прилагается, приложение 4).

Мухитдинов М.: Раҳмат.Саволлар борми?

Абидов Б.: Менда савол пайдо бўлди. Тажрибалар акс этган расмни очинг. Мендаги савол: вақт 0, матрица 3х3 ва модул 257 олинган. Бошқа жадвалда кўрсатаётганингизда вақт жуда кам. Бунда қайси матрица қўлланилган?  Бу вақтни олинаётганда катта сонлар билан қайси матрицага қўлланилган?

Ахмедова О.: Расмдаги тажрибада кичик модулда кичик матнларни шифрлаш учун қўлланилган натижалар келтирилган. Тажрибада турли ўлчамдаги матрицалар асосида 2х2, 3х3, 4х4 ва 5х5 матрицалар учун турли матнларни шифрлашда фойдаланилган.

Абидов Б.: Таблицадаги келтирилган натижаларни олишда қанака матрицадан фойдаланиб олинган?

Ахмедова О.: Презентацияда келтирилган мисолда 2х2 матрицадан параметр сифатида фойдаланилган. Бу мисолда модул сифатида 1024 битли калитлардан фойдаланилган. Ҳисоботда эса 5 хил узунликдаги калтитлардан модул сифатида фойдаланилган натижалар ҳам келтирилган.

Абидов Б.: Калит узунликлари катталашган бўлса ҳам шифрлаш жараёнидаги вақт нима сабабдан ўзгармаган? Нима учун?

Ахмедова О.: Ҳисоботда 5 хил узунликдаги калитлардан модул сифатида фойдаланилган натижалар келтирилган. Бунда калит узунлиги ошган бўлса ҳам жадвалда вақт ўзгармаган, чунки бу мисолда матн узунлиги анча қисқа олинган.

Абидов Б.: Алгоритм бир хил бўлса, калит узунлигининг ошиши вақтга таъсири сезилмаган. Буни яна бир бор текшириб кўриш керак.

Ахмедова О.: Чунки бу алгоритмнинг ҳисоблаш жараёнида модул арифметикасидан фойдаланилган. Бу эса вақтнинг юқори даражада ўсишига йўл қўймайди.

Абидов Б.: Калит узунлигининг ошиши вақтга барибир таъсир қилади. Вақтга таъсир қилмасдан қолмайди.  Буни текшириб кўриш керак. Бу бизга боғлиқ эмас. Техникага боғлиқ.

Ахмедова О.: Лекин биз тажриба давомида турли матнлар ва калитлар учун натижаларни текшириб кўрганмиз. Сиз айтганингиздек баъзи бир ҳоллардаги натижаларда вақт таъсири кўринган. Лекин юқори даражада эмас. Бу калит генерациясига ҳам боғлиқ бўлади. Албатта буни яна бир бор текшириб кўрамиз.

Абидов Б.: Р параметр битлари кўпайгани билан вақтнинг ўзгаришини кўрсатиш керак. Мисолда шу нарса кўринмаяпти.

Ахмедова О.: Саволингиз жуда тўғри бўлди. Натижаларнинг вақтини микросекунд даражасида берганда балки бу ўзгариш кўринса керак.

Абидов Б.: Яна бир савол. Тавсия қилдингиз ва умумий тавсияларда келтирдингиз. Илмий-тадқиқот натижаларидан ТАТУда ахборот хавфсизлиги бўйича кадрлар тайёрлаш жараёнида қўллашни тавсия этдингиз. Булар ҳаммаси тегишли баённомалар билан тасдиқланганми?

Ахмедова О.: Албатта. Ушбу мавзу бўйича илмий ишларга ТАТУ магистрларини ҳам жалб этдик ва улар билан биргаликда мақолалар чоп этдик. Қисқа қилиб айтганда иш натижалари аппробациядан ўтган деб ҳисоблаш мумкин.

Абидов Б.: Юқоридаги тажрибани текшириб кўриб статистик кўрсаткичларни кўрсатиш керак.

Ахмедова О.: Раҳмат, берган тавсияларингиз учун.

Мухитдинов М.: Яна саволлар борми?

Стибман Г.: Я хотел бы попробовать ответить на вопрос Басита Казимовича. Мы с подобными решениями сталкивались.  Когда время увеличивались по разным причинам. Например, для чтения и запись на диск затрачывается больше время, чем время обработке самого алгоритма. Иногда для обработке алгоритма затрачивается доля секунда. Поэтому время не изменяется.

Абидов Б.: Я с вами согласен. Вопросов нет. Единственно возникает вопрос. Но в этом опыте показана время начало уже после счёта, в оперативке только считывается. Здесь время считы на накопителя не учитывается.

Мухитдинов М.: Менда бир нечта саволлар бор. Мана алгоритм асосида дастур ишлаб чиқдик деяпсиз, нега бирор бир интеллектул мулк объекти учун муаллифлик гувоҳномаси олмагансизлар?

Ахмедова О.: Энди буни мақсад қилиб қўйганмиз. Агар ушбу алгоритм бўйича давлат стандарти ишлаб чиқилса ва у асосда миллий воситалар ишлаб чиқилса муаллифлик гувоҳномаси учун талабнома бермоқчи эдик.

Абидов Б.: Унгача олиш мумкин эди. Авторский приоретет қоларди.

Мухитдинов М.: Хорижий аналоглар билан қиёсий натижалар олинганми?

Ахмедова О.: Албатта. Илмий-тадқиқот ишининг оралиқ босқич ҳисоботида қиёсий таҳлил натижалари келтирилган.

Мухитдинов М.: Ишлаб чиқилган алгоритмнинг криптобардошлилиги ва тезкорлиги тўғрисидаги маълумотлар сонли усул бўйича ҳам кўрилганми? Нимага асосланиб?

Ахмедова О.: Бардошлилик ушбу ҳисоботда математик ифодалар асосида акс эттирилган бўлиб, сонли қийматларда акс эттирилиши криптотаҳлил масалалари билан боғлиқ ҳисобланади. Буни келгуси ишларимизда инобатга оламиз.

Мухитдинов М.: Кимда яна саволлар бор?

Қаюмов Ш.: Бу мавзуни жуда ҳам долзарб мавзу дейиш мумкин. Чунки ахборот хавфсизлиги соҳасида миллий алгоритмларни ишлаб чиқиш ва улардан фойдаланиш биз учун ғурур ҳисобланади. Кўпгина давлатларда бу йўқ. Ҳозирги кунда турли соҳаларда турли электрон рақамли имзо алгоритмларидан фойдаланилмоқда. Фойдаланиш жараёнида ўзимизнинг миллий алгоритмларга асосланган стандартлардан фойдаланиш мақсадга мувофиқ бўларди. Шуларга асосланган ҳолда ушбу иш натижасини амалий томондан фойдали дейиш мумкин.

Мухитдинов М.: Бошқа саволлар борми, саволлар бўлмаса энди сўзни тақризчиларга берсак. Сўз биринчи тақризчи Ахборот хавфсизлигини таъминлаш маркази директори Зафар Раҳматуллаевга.

Рахматуллаев З.: (отзыв прилагается, приложение 5).

Мухитдинов М.: Раҳмат. Эътирозларга жавоб бериш учун сўзни О.Ахмедовага берамизми ёки иккинчи тақризчини ҳам эшитамизми? Демак сўз иккинчи тақризчи ТАТУ Компьютер инжиниринги факультети декани Ташев Комилжонга.

Ташев К.: (отзыв прилагается, приложение 6).

Мухитдинов М.: Саволларингиз борми? Йўқ бўлса, сўзни тақризчиларнинг эътирозлари бўйича жавоб бериш учун О. Ахмедовага берсак. Марҳамат.

Ахмедова О.: Аввало ушбу илмий-тадқиқот ишларини синчиклаб танишиб чиқиб ўз таклиф ва эътирозларини билдирган Ахборот хавфсизлигини таъминлаш маркази ва Тошкент ахборот технологиялари университети ходимларига ўз миннатдорчилигимни билдираман. Шу билан бирга эътироз ва таклифларга ўз муносабатимни билдиришга рухсат бергайсизлар.

Биринчи бўлиб Ахборот хавфсизлигини таъминлаш маркази томонидан билдирилган 1-эътироз, яъни ишлаб чиқилган алгоритмнинг бардошлилигини баҳолаш учун унинг криптаҳлили бўйича натижалар келтирилмаган деган, масала бу янги криптотаҳлил масаласи ҳисобланади. Бу бўйича ишлар келгуси ишларимизда эътиборга олинади.

2-эътироз бўйича ишлаб чиқилган носимметрик шифрлаш алгоритми бошқа аналог алгоритмлар билан тезкорлиги ва бардошлилиги жиҳатидан солиштирилмаган деган эътирозга шуни айтмоқчиманки, солиштириш бўйича натижалар оралиқ ҳисоботларда келтирилган. Якуний босқич ҳисоботида эса фақатгина янги алгоритмнинг тезкорлиги ва бардошлилиги бўйича маълумотлар келтирилган.

Ишлаб чиқилган алгоритмдан фойдаланиш бўйича тавсиялар кеелтирилмаган деган 3-эътирозга жавобан, ушбу тавсиялар хулоса қисмида келтирилганлигини ва ҳозирги маърузада ҳам таъкидланиб ўтилганлигини айтиб ўтишни лозим деб билдим.

4-эътирозни ушбу алгоритм асосида давлат стандарти ишлаб чиқиш ва криптографик миллий воситалар ишлаб чиқиш жараёнида 2007 йилдаги 614-сонли Президент Қарорига мувофиқ, улар Криптография бўйича ваколатли орган Миллий хавфсизлик хизмати билан келишиш масаласи расмий амалга оширилади. Ҳозирги кунда илмий-тадқиқот иши натижалари фақат алгоритм ва алгоритмнинг реализацияси сифатида мавжуд.

Энди Тошкент ахборот технологиялари университети томонидан берилган иккинчи тақриз бўйича эътирозларга жавоб берсам:

1-эътирозда ишлаб чиқилган алгоритмларнинг блок схемаси келтирилмаганлиги айтилган бўлиб, ушбу ҳисоботда фақатгина битта алгоритмнинг блок схемаси келтирилиш билан чекланган. Чунки кейинги вақтларда алгоритмларни математик модели келтирилмоқда.

2-эътирозга жавобим Ахборот хавфсизлигини таъминлаш марказининг 1-эътирози бўйича жавобимда акс этган.

3-эътироз бўйича бардошлилик ушбу ҳисоботда математик ифодалар асосида акс эттирилган бўлиб, сонли қийматларда акс эттирилиши криптотаҳлил масалалари билан боғлиқ ҳисобланади.

4-эътироз бўйича уни айтиб ўтиш лозимки, ишлаб чиқилган алгоритминг тезкорлиги ва бардошлигини баҳолашда асосий мезон сифатида калит узунликлари олинган.

5-эътироз бўйича шуни айтиш мумкинки, таклиф этилган алгоритм асосида юқорида айтиб ўтилганидек давлат стандарти ишлаб чиқилса ва кейин эса ушбу давлат стандарти асосида миллий аппарат-дастурий воситалар ишлаб чиқилиши мақсадга мувофиқ. Бу келгусидаги режалаштирилган тажрибавий ишларда назарда тутилган.

Яна бир бор тақризчиларга раҳмат.

Мухитдинов М.: Яна саволлар борми? Яна қанақа таклифлар бор?

Абидов Б.: Иш қабул қилинсин.

Мухитдинов М.:Марҳамат овозга қўямиз. Ишни қабул қилиш учун овоз берсангизлар. Қаршилар, бетарафлар? Йўқ.

 

Мухокамадан сўнг илмий-техник кенгаш қарор қилди:

“Матрица параметри асосида маълумотларни шифрлаш асимметрик алгоритмини тадқиқ этиш ва ишлаб чиқиш мавзусидаги илмий-тадқиқот иши қабул қилинсин.

 

Мухитдинов М.: Бугунги йиғилиш бўйича таклиф ва эътирозлар борми? Йўқ бўлса, ҳаммага иштирок учун рахмат.

 

 

 

Учёный секретарь                                                             Рахимбоев С.