Протокол № 2-24 заседания НТС от 18.11.2010

 
Утверждаю
Заместитель  генерального
директора УзАСИ
_________А.А. Ходжаев
 
“_29_”ноября 2010 года
 
 
Протокол­ № 2-24
Научно-технического совета УзАСИ
 
18 ноября 2010 г.                                                                           г. Ташкент
      Председательствовал:
 
А.А. Ходжаев – Заместитель генерального директора   УзАСИ
 
Участвовали:      
М.М. Мухитдинов, Ш.Б. Мелибоев, Х.Н. Исаев, Ю.К. Камалов, З.М. Рахматуллаев, Ш. Хабибуллохужа, А.Р. Гатаулина, Т.Г. Чекашкина, Р.А. Дадамухамедов, Ў.Б. Тухтаев, А.А. Миразизов, Б.К. Абидов, Р.П. Мансуров, А.Р. Газиев, Д.К. Рахимов, Ж.Т. Мансуров, Э.Х. Аллаев, Ф.Р. Кунгуров, А.Х. Инаятов, Д.Ш. Инагамова.
Приглашенные:
А.К. Мирхабибов, А.А. Нигманов
Отсутствовали:
Х.Ш. Таджибаева, У.М. Мирхамидов, Р.П Абдурахманов, И.З. Абдуллаев, С.С. Фахрутдинов, Ш.М. Атамухамедов, Х.С.Соатов, В.Н. Царёв, Д.П. Набишев.
 
 
Повестка дня
1. «Концепция создания межведомственной системы электронного документооборота Республики Узбекистан»
Докладчик: Начальник ЦРК ЭЦП ГУП «UNICON.UZ» Э. Исаков
Оппоненты: Первый заместитель генерального директора Центр UZINFOCOMИ. Джураев.
Ответственный: М. Мухитдинов
2. НИР «Подготовка вклада Республики Узбекистан в WTDC-2010»
Докладчик: К.Балов
Оппоненты:
Первый заместитель генерального директора АК «Узбектелеком»
У. Тухтаев.
Ответственный: М.М. Мухитдинов
 
Заседание научно – технического совета открыл заместитель генерального директора Узбекского агентства связи и информатизации А.А. Ходжаев.
А. Ходжаев – Сегодня у нас на повестке дня рассмотрениедвух отчётов. Приглашается первый докладчик начальник ЦРК ЭЦП ГУП «UNICON.UZ» Исаков Эркин.
По первому вопросу выступил Э. Исаков
Э.Исаков: «Концепция создания межведомственной системы электронного документооборота Республики Узбекистан» разработана в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 8 июля 2005 года № ПП-117 «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию информационно-коммуникационных технологий», а также приказом Узбекского агентства связи и информатизации от 11 февраля 2010 года № 67.
Цели и задачи
Основными целями создания межведомственной системы электронного документооборота(СЭД) являются:
- повышение эффективности информационного взаимодействия между ведомствами;
- качественнаяорганизация учета, контроля исполнения, хранения и использования документов правительства и государственных ведомств;
- оптимизация потоков межведомственной информации;
- минимизация издержек, в том числе финансовых и временных;
- обеспечение конфиденциальности и целостности межведомственной информации с помощью средств информационной безопасности.
Для успешного достижения вышеизложенных целей необходимо решить следующие задачи:
- введение единого механизмаэлектронного обмена информацией в межведомственном электронном документообороте;
- создание для правительства гибких инструментов управления и контроля исполнения;
- обеспечение возможности проведения мониторинга процедур прохождения документов;
При внедрении СЭД в государственные органы необходимо учитывать высокие требования к обеспечению безопасности данных и ограничению доступа.
Согласно требованиям Закона «О ЭДО» в части обеспечения применения электронной цифровой подписи (ЭЦП) как основного реквизита электронного документа, в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 26 сентября 2005 года № 215, создан Орган регистрации центров регистрации ключей ЭЦП, а также созданы и зарегистрированы Центры регистрации ключей
В настоящее время большинство ведомств применяют СЭД, выполненные разными производителями программного обеспечения и реализованные на разных платформах. Разноплатформенность СЭД является основным сдерживающим фактором организации эффективного межведомственного электронного документооборота.
Применение единого стандарта взаимодействия различных СЭД государственных структурпозволит объединить СЭД разных государственных ведомств в единую межведомственную систему документооборота
В странах ЕС для работы межведомственной СЭД организован Шлюз государственных служб (Government Gateway), предоставляющий гражданам и частным компаниям доступ ко всем органам власти по сети Интернет. В качестве единой информационной среды использована уже существующая коммуникационная сеть, а вся информация предоставляется в стандарте XML.
В Российской Федерации технико-технологическая инфраструктура межведомственного электронного документооборота РФ состоит из: головного узла межведомственного электронного документооборота, оператором которого является организатор межведомственного электронного документооборота; узлов участников межведомственного электронного документооборота; защищенных каналов связи.
В Республике Белоруссия принят Концептуальный подход к созданию Общегосударственной автоматизированной информационной системы. В основу концепции положено внедрение единого требования к формату конверта сообщения в Общегосударственной системе.
В Республике Казахстан ЕСЭДО позволяет объединить и унифицировать ведомственные системы документооборота всех центральных государственных органов. Интранет-портал государственных органов представляет собой внутреннюю корпоративную информационную систему, предназначенную для обеспечения госслужащих средствами коллективной работы, необходимыми информационными ресурсами, а также для решения организационных задач и информационного обмена.
Межведомственная СЭД должна представлять собой автоматизированную информационно-справочную систему, предназначенную для автоматизации следующих технологических процессов на межведомственном уровне:
- обмен между СЭД ведомств и обработка электронных документов, создаваемых и используемых в делопроизводстве государственных органов Республики Узбекистан;
- преобразование документов различного формата с разноплатформенных СЭД в документы единого формата внутри системы;
- обеспечение механизмов контроля исполнения электронных документов Правительства Республики Узбекистан;
- предоставление регламентированного доступа к опубликованным электронным документам;
- ведение централизованной нормативно-справочной информации, используемой при межведомственном обмене;
- обеспечение информационной безопасности и юридической значимости документов в системе межведомственного документооборота;
- архивация и поиск документов в системе электронного архива документов государственных ведомств.
На данном слайде представлен Рис.1 Концепции МСЭД, в котором присутствуют следующие компоненты:
- Центр межведомственного электронного документооборота. Центр предназначен для предоставления сервисных функций ведомственным СЭД, ведения единой нормативно-справочной информации, диспетчеризации ЭД;
- СЭД ведомств - являются основными участниками межведомственного электронного документооборота, обеспечивающие интеграцию с Межведомственной СЭД;
- Межведомственная сеть - является защищенной виртуальной сетью передачи данных с собственной адресной системой, процедурами и правилами передачи данных;
- Единая база данных электронных документов государственных ведомств - предназначена для учета, хранения, доступа и публикации электронных документов;
- Система электронного архива документов - обеспечивает архивацию электронных документов ведомств;
- Центры регистрации ключей ЭЦП - предназначены для генерации ключей и выдачи сертификатов открытых ключей ЭЦП, используемых пользователями в СЭД ведомств и Межведомственной СЭД для подписания электронных документов и проверки ЭЦП, ведения реестра сертификатов открытых ключей ЭЦП;
- Межсетевые экраны - обеспечивают информационную безопасность Межведомственной СЭД.
Для взаимодействия с Межведомственной СЭД ведомственные СЭД должны быть оснащены модулями интеграции, содержащими программный интерфейс взаимодействия систем ЭДО.
При взаимодействии с СЭД Правительства Республики Узбекистан Межведомственная СЭД должна выполнять следующие задачи:
- вести централизованный учет контрольных документов и поручений Правительства;
- осуществлять контроль исполнения и отслеживать ход исполнения документов Правительства;
- осуществлять совместную работу участников Межведомственной СЭД в подготовке документов, их согласование и утверждение в установленном регламентом порядке;
- оперативно получать статистическую и аналитическую отчетность об исполнительской дисциплине;
- осуществлять централизованный мониторинг событий безопасности и анализа защищенности, аутентификацию и идентификацию участников обмена электронными документами.
Основные требования к межведомственной системе электронного документооборота
·                   Общие требования
·                   Условия признания равнозначности ЭЦП и собственноручной подписи
·                   Требования обеспечения информационной безопасности
·                   Требования к надежности
·                   Требования по защите от несанкционированного доступа
·                   Требования к физической защите
Направления и этапы создания межведомственной системы электронного документооборота
Единый формат электронного документа в межведомственном документообороте необходимо установить согласно государственному стандарту O‘z DSt 1270.
I этап (2010 - 2012 годы) предусматривает:
- создание Центра межведомственного электронного документооборота и необходимых подсистем Межведомственной СЭД;
- разработку типовых требований к СЭД, интегрирующихся с системой межведомственного документооборота, и создание системы добровольной их сертификации;
- разработку нормативных документов, регламентирующих порядок и правила межведомственного электронного документооборота;
- выработку требований по созданию единых серверов баз электронных документов ведомств и системы электронного архива электронных документов;
- разработку требований к обеспечению безопасности в Межведомственной СЭД, включая требования к компонентам инфраструктуры открытых ключей;
Основным результатом I этапа является создание Межведомственной СЭД.
II этап (2013 - 2014 годы) предусматривает реализацию следующих мероприятий:
- создание комплексной системы информационной безопасности и интеграция ее c Межведомственной СЭД;
- интеграция СЭД Правительства с Межведомственной СЭД;
- создание «Электронного парламента» и подключение СЭД Парламента к Межведомственной СЭД;
- формирование единых баз электронных документов ведомств;
- создание системы электронного архива государственных электронных документов и интеграция ее с Межведомственной СЭД;
- создание единых совместимых справочников организаций и поддержка их в актуальном состоянии;
- подключение СЭД организаций и предприятий к Межведомственной СЭД для организации их взаимодействия с государственными органами.
III этап (2015 - 2016 годы) – завершающий этап создания межведомственной СЭД, предусматривает следующие основные мероприятия:
- завершение подключения к Межведомственной СЭД ведомственных СЭД государственных органов;
- дальнейшее подключение СЭД организаций и предприятий к Межведомственной СЭД;
- развитие интерактивных государственных услуг на базе Межведомственной СЭД.
Создание и развитие Межведомственной СЭД должны финансироваться за счет средств государственного бюджета, внебюджетных фондов, а также использования других источников финансирования.
Необходимо также разработать следующие нормативно-правовые акты и нормативные документы:
- требования к формированию нормативно-справочной информации системы межведомственного электронного документооборота и порядок доступа к ней;
- требования по применению средств криптографической защиты информации в Межведомственной СЭД;
- порядок применения ЭЦП в межведомственном электронном документообороте;
- порядок формирования национального фонда государственных электронных документов и организации доступа к ним;
А.А. Ходжаев: Спасибо, присаживайтесь.  Приглашается оппонент, первый заместитель генерального директора Центра UZINFOCOM И.Джураев.
Выступление оппонента
И. Джураев: Рассмотрев представленный проект концепции, сообщаю следующее:
Общие замечания по документу:
-    в данном документе необходимо  дополнить межведомственную   СЭД   Планом мероприятий по реализации   с   указанием   сроков   и   ответственных исполнителей;
-    перед введением необходимо добавить "Список сокращений" и "Список определений";
-    не   до   конца   раскрыта   существующая   нормативно-правовая   основа разработки   Концепции,   в   тексте   дана   ссылка   только   на   Закон   РУз.   "Об электронном   документообороте",   тогда   как   необходимо   также   упомянуть   в документе о Законе РУз. "Об электронной цифровой подписи" и о Постановлении КМ    РУз    «Комплекс    дополнительных    мер    по    обеспечению    экономии    и рационального использования бумаги в республике» № 155 от 22.07.2010г.;
-    не указаны ссылки на источники информации, особенно при описании
международного опыта использования межведомственных СЭД;
-    в тексте встречаются грамматические и орфографические ошибки, текст документа трудно читается, много длинных предложений и фраз, желательно отредактировать документ в соответствии с правилами нормоконтроля;
-    в   документе   нет   конкретного   описания   механизмов   взаимодействия
госорганов,     Правительства     и     Парламента     в     рамках     функционирования
Межведомственной СЭД;
-    не указана ведомственная принадлежность Центра межведомственного
ЭДО, также не определены механизмы его функционирования;
-    необходимо доработать раздел «Библиография» с учетом существующих нормативно-правовых актов и документов РУз. по части ЭДО.
Раздел 2 Состояние внедрения и развития систем электронного документооборота в Республике Узбекистан
В данном разделе не приведены результаты аналитических материалов по использованию СЭД в государственных органах (к примеру, на основе заполненных вопросников в системе NIS.UZ), а также изучений в рамках выполнения Постановления Кабинета Министров РУз. "О дополнительных мерах по экономии и рациональному использованию бумаги в республике" №155 от 22.07.2010г.
Раздел 3. Проблемные вопросы создания межведомственной системы электронного документооборота и пути их решения
В 10 абзаце необходимо указать определяющие мероприятия по обеспечению информационной безопасности в рамках межведомственного обмена информацией.
Раздел 5 Основные положения создания межведомственной системы электронного документооборота
Рисунок 1 - на схеме не показана защита от вирусов, атак, а также отсутствует информация о системе резервного копирования. Также, на схеме, не указана будет ли внутри Межведомственной сети реализована доменная структура. Кроме этого, на схеме не представлена информация о наличии СПАМ - фильтров.
Исходя из представленного рисунка, в тексте необходимо разъяснить, что имеется   в виду   под   понятием   «Межсетевой   экран»,   и   какое   это   решение - программное или аппаратное.
Рисунок 2 - в тексте документа необходимо указать определение ведомственной СЭД.
Абзац 14 Из текста ..«Помимо формирования и обеспечения доступа к единой базе данных электронных документов на базе Межведомственной СЭД должны развиваться следующие услуги:...» исключить, т.к. относится к Электронному правительству.
Раздел 6 Основные требования к межведомственной системе электронного документооборота
Пункт 6.1 абзац 1.8 - считаем целесообразным дать разъяснение о необходимости создания Межведомственной СЭД только на открытом программном обеспечении.
Пункты 6.3 - 6.6 исключить, т.к. формат Концепции предусматривает описание общего замысла решения и нет необходимости в детализации требований.
В случае, если замечания по пунктам 6.3-6.6 будут отклонены, то необходимо:
В пункте 6.5 после последнего абзаца добавить: «Управление специально назначенными администраторами должно осуществляться со строго ограниченных АРМ, обеспеченных необходимыми программно-аппаратными комплексами защиты информации и осуществляющие административный доступ по защищенным каналам связи»;
В пункте 6.6 после последнего абзаца добавить: «Данные, обрабатываемые и хранимые в информационной системе Межведомственной СЭД должны иметь территориально удаленную резервную копию. Необходимо также обеспечить соответствующий уровень информационной безопасности для удаленной резервной копии данных».
Выводы
Проект документа «Концепция межведомственной СЭД» требует серьезной доработки. После внесения изменений, проект может быть направлен на повторное рассмотрение.
Предложения для включения в Концепцию:
1.   Проведение тщательного изучения состояния использования и внедрения СЭДО, наличия и возможностей ИТ-инфраструктуры в органах государственного управления и власти на местах, а результаты изучения изложить в Разделе 2.
2.   Прежде чем создать Межведомственную СЭД, целесообразно сначала разработать   и   реализовать «пилотный»   проект   по   созданию   системы   обмена межведомственной    электронной    корреспонденцией    через    веб-доступ    между шестью министерствами и ведомствами (к примеру, Минэкономики, Минфин, МВЭСИТ, ГНК, Узархив и ТПП) на первом этапе, а на втором этапе - между органами   государственной   власти   на   местах.   После   апробации   и   доработки системы можно приступить к масштабной реализации мероприятий, указанных в Концепции.
3.   Рассмотреть   вопросы внедрения   в   систему возможности   обращения граждан через сайты к государственным органам. В «пилотном» режиме это может быть Правительственный портал Республики Узбекистан
А.А. Ходжаев: Пожалуйста, докладчик, что вы скажете по поводу замечания оппонента?
Э. Исаков: По первому замечанию, о том, что не раскрыта нормативно-правовая основа разработки Концепции. Да, Вы правы, в разработку Концепции не было включено постановление №155 КМ, но все остальные - Закон об электронном документообороте, а также все нормативно-правовые акты в области электронного документооборота и электронной подписи в содержание Концепции были включены.
По второму замечанию - в Концепции отражается принцип взаимодействия СЭД, а данные с NIS.UZ содержат в себе статистическую информацию о состоянии ИКТ в каждой организации по отдельности.
По третьему замечанию - при разработке межведомственной СЭД, информационная безопасность уже подразумевается, и развитие её ведется параллельно с разработкой самого программной обеспечения. По следующему замечанию - на Рис.1 указана общая система взаимодействия в Межведомственной СЭД, а также основные и ключевые моменты программно-аппаратных средств по защите данной сети и хранения базы данных.
Абзац 14 Данный пункт считаем необходимым, так как он предполагает взаимодействие МСЭД с государственным порталом.
Пункт 6.1 абзац 1.8 - дано разъяснение: «для взаимодействия с программными интерфейсами СЭД, баз данных и других систем, используемых и взаимодействующих с Межведомственной СЭД».
В пунктах 6.3 и 6.6 требования к Межведомственной СЭД указаны в общих чертах, т.е. в требованиях к криптографической защите, шифрованию данных, защите каналов передачи данных нет технического описания и конкретной детализации, только даны общие понятия. Замечания по обеспечению соответствующего уровня информационной безопасности для удаленной резервной копии данных в пункте 6.6,мы примем к сведению.
Замечания по срокам реализации. Разработка программного обеспечения занимает довольно длительное время, при этом, конечно же, предполагается тесное сотрудничество между компетентными организациями как основных разработчиков программного обеспечения. Мы хотим полностью протестировать эту систему, обеспечить ее информационную безопасность на первом и на втором этапах. Разработка средств информационной безопасности будет осуществляться в ходе разработки данного программного обеспечения на втором этапе, то есть подразумевается параллельная разработка как программного обеспечения, так и информационной безопасности. А на третьем этапе будут разработаны конкретные нормативно-правовые акты.
А. Ходжаев: Вопросы, пожалуйста.
Б. Абидов: Имеется ли в Концепции требования и условия подключения к ведомственной системе? Поскольку она и создана для того, чтобы ведомственная система работала. Если есть, то перечислите основные требования к этой системе
Э. Исаков: Основные требования к ведомственной системе для подключения его к МСЭД - это работа системы с юридически значимыми документами в рамках Закона об электронной цифровой подписи, т.е. СЭД должна иметь возможность работать ЭЦП установленной стандартом РУз №1092-2009. А также есть общее требование по информационной безопасности и требования к конвертированию внутреннего формата в формат XML, т.е. система Межведомственной СЭД подразумевает, что в данной системе используется только единый формат документов.
Б. Абидов: Исходя из этого, у меня возникает другой вопрос. Раз нет жесткого требования к ведомственным системам, значит можно создавать любые ведомственные системы. Из вашего ответа следует лишь, что оно соответствует этому стандарту шлюзу и все. Если есть Концепция о МСЭД, то вы обязаны сформулировать четко требование к ведомственной системе. В противном случае, любое подключение может вызвать определенную проблему для основной межведомственной системы. Вот эти проблемы, как я понимаю из Вашего выступления, не урегулированы.
З. Рахматуллаев: Я бы хотел ответить на вопрос.Сама Концепция не предусматривает установление требований к отдельным системам. Основная цель межведомственной системы - интеграция существующих систем. Разноплатформенная система объединяется в единую систему. Условия подключения будут описаны в дальнейшем при разработке других документов.
А. Ходжаев: Вопросы, пожалуйста.
Э. Аллаев: Почему она называется Концепция МСЭД? Получается, есть и другие Концепции, например, для ведомственных, для физических лиц и т.д., то есть, по одной проблеме - несколько концепций.
Э. Исаков: Данная Концепция предусматривает взаимодействие именно государственных организаций и ведомств. Большинство государственных организаций используют СЭД, которая работает внутри самой организации и за её пределами.
Э. Аллаев: Значит, будет и внутриведомственная Концепция?
Э. Исаков: Внутриведомственная концепция уже находится в компетенции внутри самой организации и ее структурных подразделениях. Сейчас мы разрабатываем именно взаимодействие внутренних систем между собой, т.е. эти системы должны понимать друг друга.
Э.Аллаев: СЭД состоит из разных элементов. Вы определяете один из элементов в отличие от других. Почему не единая концепция? Это должна быть единая концепция, которая решает все эти вопросы.
Э. Исаков: Данная Концепция предусматривает только взаимодействие всех этих систем. Мы не можем обязать государственные организации разрабатывать какие-то СЭД или приобрести конкретное программное обеспечение. Мы только можем дать им рекомендации.
А. Ходжаев: У кого есть вопросы? Основной оппонент сказал четко, что Концепция требует серьезной доработки. Поэтому необходимо направить на повторное рассмотрение. Почему в концепции присутствуют требования к различным системам? У нас же есть требования к МСЭД 2009 года. Зачем повторять эти же требования. Этот документ ни коем образом не связан с существующими документами, а именно с «Концепцией создания и развития СЭД в государственной управления» 2006 года. В чем отличие от этого документа? И «Правила электронной документооборота в государственных органах управления и власти РУз». Нет увязки с этими документами. Это концепция создания МСЭД в Республике Узбекистан? Я открываю отчет и не вижу, что здесь речь идет именно о РУз. Где здесь Правительство, Кабинет Министров, где УзАСИ? Нет конкретной привязки. Где привязки к существующим системам в министерствах и ведомствах? Каким образом происходит взаимодействие с Правительственным порталом? Где - то в конце отчета сказано, что будет порядок оказания интерактивных услуг на базе МСЭД. Интерактивные услуги уже есть. Утвержден список интерактивных услуг. Требования в Концепции не должны быть. Вы должны были показать систему взаимодействия. В указанных схемах ничего не понятно, какая-то схема взаимодействия. Где и куда уходит документ? Каким образом будет учет, архив, движения документов? Если мы говорим, что это межведомственная система взаимодействия, то у нас есть правила ведения документооборота РУз. Есть Узархив где складываются все копии документов. Что мы будем предлагать, когда документ пройдет свой жизненный цикл, куда он будет направляться? В какие-то электронные архивы. Где будут храниться копии документов?
Концепция должна быть привязана к нашей системе. Вопросов много. Предлагается концепцию доработать. Концепция – это политический документ, его должны понимать все. Чем проще она будет, тем легче будет работать.
Учитывая серьезность данного документа, предлагаю вернуть его на доработку. За какой срок вы его доработаете? Месяц хватит?
Э. Исаков: Да, достаточно.
В результате обсуждения научно технический совет постановил:
Отчет «Концепция создания межведомственной системы электронного документооборота Республики Узбекистан» доработать. Рассмотреть доработанный отчет на следующем заседании НТС.
А.А.Ходжаев – Перейдем ко второму вопросу. Второй вопрос отчет по НИР «Подготовка вклада Республики Узбекистан в WTDC-2010».
По второму вопросу выступилК.Балов.
К.Балов: Пятая Всемирная конференция по развитию телекоммуникаций (WTDC-2010) ITU прошла в г. Хайдарабад (Индия) с 24 мая по 4 июня 2010 года.
Конференция рассмотрела вопросы дальнейшего развития телекоммуникаций в глобальном масштабе, внедрения сетей связи нового поколения, развития сетей цифрового телевидения и радиовещания, сетей широкополосного доступа, телемедицины, электронного правительства и дистанционного обучения, кибербезопасности, развития телекоммуникаций для людей с ограниченными возможностями, использования телекоммуникаций в чрезвычайных ситуациях и в условиях глобального изменения климата и др.
По итогам конференции были приняты Хайдарабадская Декларация и План действий, в которых определены основные направления деятельности ITU-D на следующие 4 года.
Вклад АС Республики Узбекистан на WTDC-2010, объединил в себе 4 предложения (два предложения по темам работ исследовательских комиссий, одно предложение по принятию новой резолюции WTDC-2010 и одна региональная инициатива):
- предложение по пересмотру исследовательского вопроса 19-1/1 «Внедрение IP-телефонии в развивающихся странах», в целях продолжения ведения работ по данному направлению с дополнением в перечень вопросов для изучения анализ экономических и регуляторных условий внедрения технологии, влияния и последствий для национальной экономики развивающихся стран, а также анализ путей урегулирования разногласий заинтересованных сторон (традиционных и альтернативных операторов);
- предложение по слиянию исследовательских вопросов 18-1/2 «Аспекты внедрения IMT-2000 и совместного использования информации по последующим системам в развивающихся странах» и 20-2/2 «Изучение технологий доступа для широкополосной электросвязи», с целью исключения дублирования деятельности секторов, пересекающихся вопросов, а также с целью придания гибкости ИК 2 в изучении данного направления и обеспечения более детального и глубокого анализа факторов, влияющих на развертывание сетей при выборе различных технологий широкополосного доступа;
- предложение по проекту новой Резолюции WTDC «Назначение и максимальный срок полномочий председателей и заместителей председателей исследовательских комиссий ITU-D», в целях установления единого выборного механизма сектора развития телекоммуникаций;
- региональная инициатива «Устойчивое снабжение электроэнергией объектов электросвязи в сельских и отдалённых районах», направленная на привлечение экспертов ITU в целях оказания методико-консультативной поддержки реализации пилотных проектов по использованию возобновляемых (солнечных, ветряных и солнечно-ветрянных) источников энергии в странах Центральной Азии для объектов связи и информатизации в сельских и удаленных районах, а также разработку рекомендаций ITU по внедрению и эксплуатации соответствующих систем.
Проект предварительного вклада Республики Узбекистан был рассмотрен на региональном подготовительном собрании СНГ к WTDC-2010 (23-27 ноября 2009 года, Минск, Беларусь), на Коллегии Узбекского агентства связи и информатизации (4 декабря 2009 года), а также на заседании Рабочей группы РСС по работе с ITU и Комиссии РСС по координации международного сотрудничества (10-12 марта 2010, Ташкент).
По согласованию с администрациями связи РСС вклад АС Республики Узбекистан был оформлен в качестве общих предложений РСС на WTDC-2010, которые были соответствующим образом представлены на конференции.
В результате рассмотрения, все четыре предложения АС Республики Узбекистан нашли свое отражение в итоговом материале WTDC-2010 – Хайдарабадском плане действий, который объединил в себе темы работ исследовательских комиссий, региональные инициативы и Программы по развитию телекоммуникаций на следующий четырехлетний исследовательских период.
В частности, вопрос 19-1/1 «Внедрение IP-телефонии в развивающихся странах» был пересмотрен и под редакцией «Внедрение основанных на IP услуг телекоммуникаций в развивающихся странах» вошел в состав вопросов для изучения ИК 1 на исследовательский период 2010-2014 г.г.
Областью исследования данного вопроса было определено:
- потенциальные проблемы, преимущества и возможности, которые встречаются развивающимся странам при внедрении IP-сетей, услуг и связанных с ними приложений;
- технические, экономические и регуляторные условия, необходимые развивающимся странам для внедрения IP-технологий, услуг и связанных с ними приложений;
- основные вопросы, связанные с эксплуатацией IP-сетей, IP-услуг и связанных с ними приложений, такие как экономическое воздействие и возможные регуляторные рамки.
Исследовательские вопросы 18-1/2 «Аспекты внедрения IMT-2000 и совместного использования информации по последующим системам в развивающихся странах» и 20-2/2 «Изучение технологий доступа для широкополосной электросвязи» были объединены в вопрос 25/2 «Технология доступа к широкополосной связи, включая IMT, для развивающихся стран» ИК 2 со следующей областью исследования:
- технологии широкополосного проводного и беспроводного доступа и будущие тенденции в этой области;
- методологии планирования миграции и внедрения технологий широкополосного проводного и беспроводного доступа;
- тенденции в технологиях широкополосного доступа, развертывание, предлагаемые услуги и регуляторные соображения;
- пути и средства внедрения IMT, используя наземные линии связи и спутники.
Была принята новая резолюция WTDC-2010 «Назначение и максимальный срок полномочий председателей и заместителей председателей исследовательских комиссий ITU-D и КГРТ», которая отразила в себе позицию АС Республики Узбекистан по выборной процедуре на руководящие посты сектора развития телекоммуникаций.
Резолюцией 17, среди прочих, была принята региональная инициатива «Устойчивое снабжение электроэнергией объектов электросвязи в сельских и отдалённых районах», предложенная АС Республики Узбекистан к исполнению ITU-D на ближайший четырехлетний период.
Таким образом, все предложения вклада Республики Узбекистан на WTDC-2010 нашли свое отражение в итоговых материалах Конференции.
А.Ходжаев: Уважаемые члены НТС позвольте прочитать отзыв на НИР «Подготовка вклада Республики Узбекистан в WTDC-2010» первого заместителя генерального директора АК «Узбектелеком» Урок Ганиевича Тухтаева:
Основной целью данной научно-исследовательской работы являлась подготовка вклада Республики Узбекистан на Всемирную конференцию по развитию телекоммуникаций (WTDC-2010), которая призвана рассматривать вопросы развития телекоммуникаций в глобальном масштабе, внедрения сетей связи нового поколения, развития сетей цифрового телевидения и радиовещания, беспроводных сетей доступа, телемедицины, электронной торговли и дистанционного обучения, а также кибербезопасности и борьбы со спамом и др.
В ходе выполнения данной НИР исполнителем было подготовлено 3 отчета, два промежуточных и один заключительный. В первых двух отчетах были проведены и представлены результаты исследований ключевых направлений деятельности Всемирной конференции по развитию телекоммуникаций — 2006, а также основных положений Дохинского плана действий. Были представлены результаты проведенного анализа материалов по предложениям и вкладам Администраций связи, международных и региональных организаций, на основе которых был подготовлен вклад Республики Узбекистан в WTDC-2010. Заключительный отчет вместил в себя результаты изучения основных итоговых материалов WTDC-2010, а также результаты представления вклада Республики Узбекистан на конференции.
Основным и главным итогом работы можно считать подготовку вклада Администрации связи Республики Узбекистан в WTDC-2010 объединивший 4 предложения - два предложения по темам работ исследовательских групп, одно предложение по принятию новой резолюции WTDC-2010 и одну региональную инициативу. Вклад Республики Узбекистан был оформлен и представлен на WTDC-2010 в качестве общих предложений РСС.
Все предложения вклада Республики Узбекистан на WTDC-2010 получили должное внимание и интерес. В результате рассмотрения, все четыре предложения АС Республики Узбекистан нашли свое отражение в итоговом материале WTDC-2010 - Хайдарабадском плане действий который объединил в себе темы работ исследовательских комиссий, региональные инициативы и Программы по развитию телекоммуникаций на следующий четырехлетний исследовательских период.
В заключительном отчете исполнителем были сформулированы выводы и рекомендации для дальнейшего развития и углубления взаимодействия с Сектором Развития Телекоммуникаций (ITU-D). Материалы данного отчета могут быть использованы для содействия активной реализации программ и региональных инициатив, принятых Хайдарабадским Планом действий в Республике Узбекистан и дальнейшему участию Администрации связи Республики Узбекистан в деятельности ITU-D.
Таким образом, итоги проведенной научно-исследовательской работы по подготовке к WTDC-2010 можно признать положительными. Работу можно считать завершенной, результаты НИР представляются актуальными для развития и совершенствования взаимодействия Администрации связи Узбекистана с ITU-D.
А.Ходжаев: В целом подготовка к этой конференции прошла довольно успешно. Учитывая вышеизложенное и то, что все вклады РУз были приняты, необходимо сейчас принять соответствующие документы по реализации этих вкладов и активизировать работу по различным направлениям.
Есть предложение считать работу завершенной, принять ее и оформить.
В результате обсуждений научно технический совет постановил:
Отчет НИР  «Подготовка вклада Республики Узбекистан в WTDC-2010» принять.
 
 
 
Заместитель председателя НТС                               М.М. Мухитдинов