Протокол № 4 заседания НТС от 2.05.2011


Утверждаю

Первый заместитель

генерального директора УзАСИ

_____________ Х. Мирзахидов

 

«___» _________ 2011 года

 

Протокол № 4

Научно-технического совета УзАСИ

 

2 мая 2011 г.                                                                               г. Ташкент


 

Председательствовал:

 

М.Мухитдинов – Заместитель председателя научно-технического совета.

Участвовали:      

А. Гатаулина,  Ш. Мелибоев, Х. Исаев,  Ш. Хабибуллахужа,  Т. Чекашкина,  Р.А. Дадамухамедов,  Ю.Камалов, З.Рахматуллаев, Б. Абидов, И. Джураев, У. Тухтаев, В. Царев, Ф. Кунгуров,  Р. Абдурахманов, А. Гафуров, Х. Таджибаева, К.Юлдашев.

Приглашенные:

Х.Хасанов, А.Валиев, Г.Ибрагимов, С.Ахрорходжаев, Абдулазизова

 

Повестка дня

 

1.Отчет НИР «Мониторинг плана направлений международной письменной корреспонденции ОАО  «Узбекистон почтаси» и разработка плана направлений для выполнения  требований всемирного стандарта качества по  письменной корреспонденции».

 

Докладчик: АбдулазизоваГ.С.

Оппоненты: Чекашкина Т., Ахрорходжаев С.А.

Ответственный:   Мухитдинов М.М.

 

2.Отчет НИР «Разработка учебного пособия «Автоматизированные информационные системы в почтовой связи»

Докладчик: Валиев А.

Оппоненты: Джураев И., Хабибуллахужа Ш.

Ответственный: Мухитдинов М.М.

        

Заседание научно – технического совета  открыл Заместитель председателя научно-технического совета М.Мухитдинов

М.Мухитдинов: Здравствуйте, уважаемые члены НТС и приглашенные. Сегодня у нас на повестке дня 2 вопроса. Третий вопрос по просьбе докладчика, перенесен на рассмотрение на следующий совет.

         Первый вопрос - отчет НИР,  докладчик Абдулазизова Г.С.

Абдулазизова Г.С.: Целью работы является анализ действующего плана направлений международной письменной корреспонденции на предмет выполнения международного стандарта качества между столицами государств Д+5 и цели 80%, а также  разработка в соответствии с этим проекта плана направления для выполнения указанного стандарта.

Международный стандарт качества между столицами государств Д+5 при цели 80% установлен для международной приоритетной письменной корреспонденции. К приоритетным почтовым отправлениям относятся отправления, перевозимые самым быстрым путем (воздушным или наземным) и обрабатываемые в приоритетном порядке, для которых установлен более высокий тариф.

НИР выполнялась в 3 этапа:

На 1 этапе – проведены исследование и анализ действующего плана направлений международной письменной корреспонденции, отправляемой авиатранспортом, ОАО «Узбекистон почтаси».

На 2 этапе – проведено изучение решений Женевского Найробийского Конгресса ВПС и мероприятий Регионального Содружества в области связи по повышению качества международной почтовой связи и требований всемирного стандарта качества.

На 3 этапе – подготовлены предложения по внесению изменений в план направлений международной письменной корреспонденции, отправляемой авиатранспортом как наиболее приближенной к приоритетной, с целью выполнения всемирного стандарта качества Д+5 при цели 80%.

На 1 и 2 этапах выполнения НИР было отмечего, что при составлении плана направления международной авиаписьменной корреспонденции ОАО "Узбекистон почтаси" учтены в первую очередь экономичность пересылки и наименьшее количество перегрузок в транзитных странах (обеспечение сохранности пересылаемых отправлений).

         В результате из 64 государств, с которыми осуществлен в 2009 году обмен авиаписьменной корреспонденцией:

– ежедневно авиарейсами отправляется письменная корреспонденция в 19 государств – это 54,2 % всего объема исходящей авиаписьменной корреспонденции;

  с периодичностью 3 раза в неделю – в 25 государств – 20,6 % всего объема исходящей авиаписьменной корреспонденции;

– с периодичностью 5 раз в неделю – в 3 государства (объем совсем незначителен);

– в остальные государства авиаписьменная корреспонденция отправляется с периодичностью менее 3 раз в неделю, причем в 6 государств (США, Греция, Япония, Швейцария, Туркменистан, Франция) – 1 раз в неделю, объем составляет 22,2% всего объема исходящей авиаписьменной корреспонденции.

Это подтвердилось и данными результатов участия ОАО «Узбекистон почтаси» в постоянном контроле качества простой письменной корреспонденции, проводимого в рамках ВПС, за 2-е полугодие 2009 г. – т.е. не по всем направлениям из Узбекистана обеспечивается выполнение всемирного стандарта качества Д+5.

Сделан вывод – необходимо изыскать возможности увеличения частоты обмена авиаписьменной корреспонденцией с зарубежными странами.

С целью увеличения частоты обмена прорабатывались вопросы отправки почты рейсами зарубежных авиакомпаний, представительства которых расположены в городе Ташкенте и воздушные судна которых выполняют рейсы в различные регионы мира.

Увеличение частоты отправки авиапочты прямыми рейсами авиакомпании «Корейн Эйр» из города Ташкента  позволяет ускорить отправку авиаписьменной корреспонденции в:

 

 

 

 

 

В настоящее время ОАО «Узбекистон почтаси» заключен договор с авиакомпанией «Корейн Эйр» на отправку авиапочты в страны: Республика Корея, Япония, Китай, Малайзия, США.

Компанией «Люфтганза» рейс LH 645 Ташкент-Мюнхен выполняется с частотой 3 раза в неделю по 1,3,5 дням. Авиакомпания «LUFTHANSA CARGO» выполняет рейсы через Мюнхен в 46 стран Африки, Европы и Латинской Америки.

Так как в вышеуказанные страны объемы письменной корреспонденции из Узбекистана незначительны, они направляются открытым транзитом через Германию. Учитывая, что в эти страны, рейсы авиакомпании «LUFTHANSA CARGO» из Мюнхена выполняются с частотой не менее 3 раз в неделю, сроки пересылки авиадепеш в эти страны составят  3-4 дня.

Для справки: объем отправляемой международной авиаписьменной корреспонденции  в Россию составляет 48,1% общего объема, остальные страны СНГ – 13%, США – 18%, Канада – 1,2%, Германию – 8%, Франция – 1,2%, Япония – 1,6%, Израиль – 2,9%, Тайланд – 2,4%, Австралия – 1,3%, и т.д. Общий объем отправляемой международной авиаписьменной корреспонденции в год – более 35,0 тонн.

Результаты НИР рассмотрены на заседании Комитета по почтовой связи и ученом совете ГУП "UNICON.UZ", по замечаниям внесены дополнения в отчет.

М.Мухитдинов: Спасибо, приглашается оппонент Т. Чекашкина.

Т.Чекашкина: Тема НИР очень актуальна, так как Всемирный почтовый союз придает очень большое  значение качеству международных услуг почтовой связи. Одно из обязательных требованный  качества услуг почтовой связи является выполнению стандарта качества по срокам прохождения письменной корреспонденции  между столицами государств Д+5 и цели 80%, которая должна быть выполнена к 2012 году. Каждая почтовая администрация должна стремиться к выполнению данного стандарта.  Важнейшим фактором в обеспечении  выполнения международного стандарта  является оптимально составленный План направлений международной письменной корреспонденции.

Основные результаты научно-исследовательской работы:

Исполнителями НИР  определены критерии формирования плана направлений международной письменной корреспонденции ОАО «Узбекистон почтаси», пересылаемой авиатранспортом.

С учетом определенных критериев исследован  порядок составления планов направлений ОАО «Узбекистон почтаси».

Проведен анализ действующего плана направлений международной авиаписьменной корреспонденции, утвержденного ОАО  «Узбекистон почтаси» 

1 июля 2009 г.

 Результаты исследования показали:

-пересылаемая по плану направлений письменная корреспонденция обеспечивает норматив Д+5 всего лишь на 54,2 %.

– при составлении плана направлений международной авиаписьменной корреспонденции учтены в основном экономичность пересылки и наименьшее количество перегрузок в транзитных странах (в целях обеспечения сохранности пересылаемых отправлений);

– авиаписьменная корреспонденция отправляется только рейсами авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари»;

  в 2009 году осуществлен обмен авиаписьменной корреспонденцией с 64 государствами;

– ежедневно авиарейсами в 19 государств отправляется 50,2 % письменной корреспонденции;

  с периодичностью 3 раза в неделю авиарейсами в 24 государства отправляется 20,6 % письменной корреспонденции;

– с периодичностью 5 раз в неделю – в 3 государства (объем совсем незначителен);

– в остальные государства авиаписьменная корреспонденция  отправляется с периодичностью менее 3 раз в неделю, причем в 6 государств (США, Греция, Япония, Швейцария, Туркменистан, Франция) – 1 раз в неделю, объем этой почты составляет 22,2% общего объема авиаписьменной корреспонденции.

         На заключительном этапе изучена возможность ускорения пересылки авиаписьменной корреспонденции авиарейсами иностранных компаний, представительства которых расположены в городе Ташкенте, и воздушные суда которых выполняют рейсы в различные регионы мира:

СП ООО «Самарканд хаво йуллари» (чешские авиалинии);

«WIND ROSE» (украинские авиалинии);

ООО «REKO» (турецкие авиалинии);

LUFTHANSA (германские авиалинии);

ДП «SIS-TRAVEL» (российские авиалинии);

«KOREAN AIR» (корейские авиалинии).

По результатам изучения и проведенного анализа разработан проект плана направлений международной авиаписьменной корреспонденции ОАО «Узбекистон почтаси», в котором предусмотрена отправка авиапочты из города Ташкента, кроме  НАК «Узбекистон хаво йуллари» дополнительно рейсами авиакомпаний «KOREAN AIR» и  «LUFTHANSA».

В предлагаемом Плане направлений международной авиаписьменной корреспонденции во многие страны почту предлагается направлять дополнительно  транзитом через Германию, что должно положительно повлиять на сроки прохождения письменной корреспонденции.

 

Общие замечания:

1.Исполнителями НИР не сделаны выводы, обеспечит ли предлагаемый план направлений международной письменной корреспонденции выполнение международного стандарта Д+5 80%.

2. Большая часть почты  по-прежнему должна будет направляться транзитом через Россию.

Хотелось бы отметить, хотя авиарейсы из Ташкента в Москву  выполняются ежедневно и являются наиболее экономичными и  оптимальными по частоте. Однако результаты участия в постоянном контроле ВПС за второе полугодие 2010 года показали, что средний срок прохождения письменной корреспонденции по направлению Узбекистан - Россия составляет 18,2 дня, выполнение стандарта Д+5 0,9%. По направлению письменной корреспонденции  Россия-Узбекистан средний срок прохождения 8,2 дней, выполнение стандарта Д+5 всего 10,2%.

Направление письменной корреспонденции через Россию не позволит выполнять международного стандарта Д+5 80%  по всем направлениям, пока в России не будет решена проблема с обработкой почты.

Целесообразно было бы проработать другие возможные направления письменной корреспонденции, а также  воспользоваться рекомендацией, которая была  выработана исполнителями в промежуточном отчете, для обеспечения установленного норматива определить регионы, из которых есть прямые авиарейсы в другие государства.

         3. Целью и задачей НИР являлось получение положительного сальдо по оконечным расходам с разными государствами.

         В представленном отчете дается только анализ взаиморасчетов по международному почтовому обмену ОАО «Узбекистон почтаси» с зарубежными государствами за 2010 год, но не прилагаются расчеты и обоснования, позволяющие сделать достоверные выводы о том, что отправка почты через Германию приведет  к определенному снижению отрицательного сальдо в дальнейшем.

         Заключение

Научно-исследовательская работа соответствует Техническому заданию, в результате НИР разработан проект нового Плана направлений международной письменной корреспонденции. 

В целях оценки практической ценности данной НИР предлагается ОАО «Узбекистон почтаси» провести апробацию нового Плана направлений.

М.Мухитдинов: Пожалуйста, что вы можете сказать на замечания оппонента.

Абдулазизова Г.С.: Спасибо за замечания. В отношение вопроса, что нет вывода и обеспечит ли предлагаемый план выполнения международного стандарта качества Д+5, при цели 80%. Однозначно могу сказать, что сегодня обеспечено 54% ежедневной отправки авиа письменной корреспонденции. Т.е. 54% уже обеспечивается. И плюс включены изменения в план направлений. Куда входят 6 стран. Где самый наибольший объем. Это ещё 22,2%. Можно с уверенностью сказать, что теоретически 76% уже обеспечен. Со стороны ОАО «Узбекистон почтаси» обеспечивается отправка корреспонденции. В принципе обеспечивается требования стандарта качества.  Есть проблема государственного масштаба, насколько они могут обеспечить обработку и доставить. В частности с Россией, сортировочный центр в г.Подольске открыт недавно. Результаты по обмену Россией не очень положительные.

Ещё одно замечание, определить регионы из которых есть прямые рейсы в другие государства. На сегодняшний день пользование прямых рейсов при маленьком объеме почты, а требования на отправку другие.

М.Мухитдинов: Приглашается следующий оппонент заместитель начальника «Международного почтамта» Ахрорходжаев С.А.

Ахрорходжаев С.А.: Данный вопрос очень близок мне. Этот  НИР является очень актуальным для почтовиков. На данный документ у нас есть некоторые редакционные замечания.

 



Наименование пункта, абзаца


Содержание замечания


Обоснование замечания


Раздел 4, абзац 2


Убрать тире в слове «проконсультироваться»


 


Раздел 4.1, заголовок раздела


В названии раздела заменить слова «наземным путем» на «авиа путем»


Анализ в предоставленном отчете производится только по авиа перевозкам


Раздел 4.1, абзац 1


В первом предложении заменить слова «наземным путем» на «воздушным путем»


------//-------


Раздел 4.1, абзац 2


В первом предложении заменить слова «почтовые отправления» на «отправления письменной корреспонденции»


В данном разделе речь идет о письменной корреспонденции


Раздел 4.1, абзац 3


Во втором предложении заменить слова «почтовые отправления» на «отправления письменной корреспонденции»


------//-------


Раздел 4.1, абзац 4


В первом предложении заменить слово «отправления» на «отправления письменной корреспонденции»


------//-------


Таблица 9, столбец 4


Заменить направление Киев-Вена на Киев-Минск


Вена не является городом Беларуси


Таблица 11, столбец 3


Заменить направление Франкфурт-Брюссель  на Франкфурт-София


Брюссель не является городом Болгарии

 

М.Мухитдинов: Приглашается докладчик для ответов на вопросы. Есть ли вопросы?

Т.Чекашкина: Я бы хотела бы получить ответ на вопрос по получению положительного сальдо.

Абдулазизова Г.С.: Если говорить о положительном сальдо по итогам. У меня есть данные по 2011 году.

М.Мухитдинов: У вас в ТЗ написано обеспечение положительного сальдо. А в заключительной части отчета написано отрицательный сальдо.

Абдулазизова Г.С.: Общее сальдо по обмену авиа письменной корреспонденции оно положительное. Если 109 стран, с которыми  обмен осуществлен в 2011 году, 40 стран даёт положительный, а 69 стран отрицательный сальдо, только потому, что есть отдельные страны где почта с Узбекистана больше, чем поступает в Узбекистан. Из этих стран в Узбекистан вообще нет почты.

Х.Таджибаева: А как ваш план направлений отразится на оконечный расход.

Абдулазизова Г.С.: В любом случае два государства ведут обмен. Есть оконечные расходы по прямому обмену, есть и по  транзитному обмену. В данной работе с учетом, что поменяли план направлений, определенно по отдельным странам исключены транзитные расходы. Если почта отправлялась с транзитом с участием почтовой администрацией другой страны. То сегодня компания «Кореан эйр» забирает почту с Узбекистан и сама делает перегрузку на свои самолеты, без участия транзитной почтовой администрации. То есть, нет расходы за транзитную обработку. Точно так же будет осуществляться и с Люфтганзой.

М.Мухитдинов: У кого есть вопросы, пожалуйста.

Б.Абидов: НИР должна иметь конкретный вывод, т.е. результат. Если смотреть потому, что здесь написано, речь идет о второй части разработки плана направлений. Если полученный план направлений является выводом из этого НИРа. Тогда у меня вопрос: Насколько он сегодня оптимизирован? Потому что говорить о том, что мы вот эти направления поменяли на другие направления и выиграли на транзите, это не значит, что полученный результат оптимален для нашего государства. Да, первая часть мониторинга выполнена, приведены таблицы, рассмотрена сегодняшняя ситуация и предлагается изменение плана. Если дело обстоит так, тогда результат должен быть такой: получен положительный сальдо - это если оптимизирован план, либо должны быть рекомендации, что этот план на сегодняшний день дает такой результат, а завтра можно будет вносить какие-то изменения. Вот этого я вашем документе и не увидел. Поясните, пожалуйста.

Абдулазизова Г.С.: В данном НИР вывод, конечно, был недостаточно правильно оформлен. Это моя ошибка. Уходя от традиционного порядка составления плана направлений показано, что при составлении плана направлений можно идти другим путем. Т.е. те критерии, которые обычно применялись из года в год с использованием только авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» и говорить, что  это оптимально, конечно нельзя. Потому что это сегодняшняя ситуация то, что оно подходит к этому плану направления. План направлений почты хоть наземным или авиа путем ежегодно «Узбекистон почтаси» пересматривается. Пути постоянно меняются. Каждое государство само выбирает, по какому пути отправлять почту и заинтересовано, чтобы почта уходила из государства быстрее. Впервые отправление почты другими авиакомпаниями начала использовать почта.

М.Мухитдинов: Вы поняли суть вопроса, который задал Абидов. Он хочет оптимизировать, каковы критерии и алгоритмы выбора маршрутов. Вы объясните, каковы критерии и алгоритмы выбора маршрутов Вы приводите в отчете таблицы. Из этих таблиц должны же быть какие-то выводы. Например,  взят анализ расписаний и из них такие выводы. Вы ничего не говорите по этому поводу, не даете объяснения.

Абдулазизова Г.С.: В результате исследования составленного плана направлений  все критерии используются на уровне ВПС. По этим критериям всегда составлялся план направлений. И только последний, который мы добавили без участия почтовой администрации, отражен в актах ВПС, что таким путем можно отправлять почту. Все критерии, которые изложены в актах ВПС «Узбекистон почтаси» использует.

Ш.Хабибуллахужа: Здесь было сказано что, по результатам Д+5 предвидится увеличение пользователей услугой «Узбекистон почтаси». Например, за рубежом очень простая схема отправления почты. Там конкретное направление, по которому за определенное время почта достигает своего адреса. Есть такой вариант, чем больше покупаешь марку, тем гарантированно доставляется почта. Если пользователь хочет отправить куда-то и нет альтернативного варианта, то должен быть более дорогой вариант отправки почты. Самое главное оплата.

Абдулазизова Г.С.: Стандарт Д+5, при цели 80%, установлено актами ВПС для приоритетной письменной корреспонденции. Клиент будет выбирать приоритетный или обычный путь отправки. Приоритетный быстрее и дороже. В таком и направлении будет работать почта.

М.Мухитдинов: Есть ли ещё вопросы?

В.Царев: Скажите, пожалуйста, целью этой хоздоговорной работы была разработка одного единственного варианта или же какая-то другая цель.

Абдулазизова Г.С.: Нет, конечно, этот план направлений не оптимален…

В.Царев: Все ясно. В принципе вы осознаете, что возможно будут какие-то изменения. Вот работа закончена, деньги заплатили, вы получили работу. Дальше возникнут какие-то изменения: изменяются рейсы, появятся новые критерии, потребуются заново пересчитать. Будет ли заключаться снова хоздоговорная НИР?

Абдулазизова Г.С.: Нет. Здесь уже совершенствование плана направления будет осуществлять сам оператор. В данном случае «Узбекистон почтаси».

В.Царев: Понятно. Предоставляете ли вы по итогам вашей работы оператору законченный алгоритм, т.е. последовательность действий, который  должен выполнить конкретный работник почты, когда ему дадут новую инструкцию, дадут новое состояние рейсов, новые критерии. Он должен будет заново работать. По новой инструкции просчитает, пусть неоптимальный, но  приемлемый по всем вашим критериям, столько-то процентов должно уйти,  баланс будет положительным и т.д. Если такое в вашей работе.

Абдулазизова Г.С.: Он будет работать по данному плану, вносить в него изменения, которые связаны  с изменением рейсов самолетов.

В.Царев: Ну, а если в результате не подходит, он не укладывается в 80%., получается отрицательный сальдо суммарно и т.д. Как быть? Что он должен  делать? Если соответствующая инструкция на выходе этого отчета. Действие конкретно.

Абдулазизова Г.С.: Инструкции как таковой нет. Все это изложено в актах ВПС. Но более конкретно раскрыто в этой работе. В части того, что нельзя это считать оптимальным, т.е. Я просто один  пример приведу: по итогам 2009 года обмен  (исходящий) с Америкой было 6 тыс тонн в год. Сегодня уходит 4 тыс. тонн в месяц. Т.е. с учетом того, что меняется объем почты, меняются рейсы самолетов. Этот работник систематически будет просто совершенствоваться.

В.Царёв: Все поменялось. Что должен конкретно делать работник? Какие он должен просмотреть варианты? Алгоритмы действий. Может быть, надо было бы заново просчитать все. Скорее всего, надо заново просчитать.  Можно промоделировать, математически всю сложившуюся новую  ситуацию. Определить основные  критерии, которые вы считаете при этом. Просчитать риски. Существуют в науке  вполне приемлемые методы статистического моделирования. Когда случайным образом образуются потоки почты, со сроками отправки и со сроками получения и т.д. В результате за два-три часа расчета на машине получается вполне приемлемая картина, ну с определенной степенью достоверности и вероятности. Какие при этом возникают риски задержки, сальдо, процентов  вашего удовлетворения и неудовлетворения критериями и т.д. Наверно в таком варианте работа была бы предложена в любом варианте дальнейшего продвижения, в любых направлениях. И дано было бы обоснование, прежде чем пробовать. Уже реальное обоснование вашего плана по этим статистическим расчетам. Он имеет вот такую положительную рекомендацию,   вот с таким процентом риска. Варианты риска отмечены?

Абдулазизова Г.С.: Варианты риска, каждое государство ежегодно меняет план направлений и обменивается информацией через ВПС. Т.е. Узбекистан предлагает  с учетом того, что есть альтернативные авиа компании, сообщить другим странам с такой-то периодичностью он обрабатывает транзитную почту. Получая информацию, любое государство на него реагирует, точно также и Узбекистан. Работник, составляющий план направлений, получая подобную информацию из другого государства, меняет план направлений, вносит коррективы.

В.Царёв: Вы создали план, за это заплатили определенную сумму. План начинает внедряться, но он не дает тех ожидаемых результатов, которые от него ожидали.  Отклонение - уже риск. Тот, кто вложил деньги, должен понять, с какой степенью риска он получает приемлемый результат решения. Это рыночный закон. Вы можете сейчас сказать: да я гарантирую, этот план внедрят с вероятностью 35%, все будет нормально.

Абдулазизова Г.С.: «Узбекистон почтаси» уже работает по этому плану. С Кореан эйр есть договор и самолётами этой авиакомпанией почта перевозится.

В.Царёв: Критерии выполняются?

Абдулазизова Г.С.: Выполняются.

М.Мухитдинов: Есть ещё вопросы?

А.Гатаулина: Я хотела уточнить один момент. Работа называется Мониторинг плана направлений. В чем результат НИР, который дает способы, методы или же другие варианты самого мониторинга. В чем выражается мониторинг. Как отслеживается план направлений? Это первый вопрос. Если бы мы не делали этот НИР, то «Узбекистон почтаси» не как  смог бы сам выбрать план направлений. Насколько это трудоемкая работа, что нужно делать НИР. Вообще получается работа по логистике. Т.е. как выстроить маршруты по доставке почты. Есть наверно, какие-то типовые методы и способы, а может быть это программное обеспечение.  Может просто заложить данные, и она бы вам просчитала, какие направления оптимальны по тем или иным параметрам. Может быть, в результате НИР вы дадите программное обеспечение.

Абдулазизова Г.С.: Программное обеспечение не предусмотрено. Мы прорабатывали со странами СНГ - практически все страны определяют, по каким направлениям перевозят почту с наибольшей частотой. На первом этапе мы проводили мониторинг. По каждому государству в отдельности. Работа очень трудоёмкая. В рамках НИР выполнение заняло время.

М.Мухитдинов: Вы говорите, критерии выполняются. А здесь даже критерий, оптимизации, эффективности нет. Как можно вручную просмотреть все авиа рейсы. Многие позиции повторяются. Если повторяются, какая может быть оптимизация, какой может быть рациональное подход к решению этой задачи.

Абдурахманов С.А.: В чем заключается научная новизна этой работы? Это работа делается впервые?

Абдулазизова Г.С.: В Узбекистане впервые.

Абдурахманов Р.: Тогда почему этим не занимается сам «Узбекистон почтаси». Это их непосредственная задача. Изучен ли опыт других стран? Мы не слышали, изучен ли опыт наших соседей и других стран.

Абдулазизова Г.С.: В рамках стран СНГ нет программного продукта. Все страны СНГ работают по методу: есть информация, что каждое государство предлагает, обработку транзитной почты можно через них отправлять. И еще есть прямые рейсы, и никаких проблем нет. К сожалению, у нас прямых рейсов нет. И приходится изучать все предложения и направления.

Абдурахманов Р.: Изучали ли вы грузопотоки? Проведена ли статистика? Изучали ли вы план полетов? Накладывали ли вы два этих потока друг на друга.

         Абдулазизова Г.С.: Грузопотоки и план полетов изучались. Работали с теми авиакомпаниями, у которых есть представительства в Ташкенте. Когда нет представительств авиакомпаний, то работать с ними сложно.

         М.Мухитдинов: Есть ещё вопросы?

         Абдурахманов Р.: Продолжительность НИР и объем НИР. В итоге этой работы, какую сумму получит «Узбекистон постаси».

Абдулазизова Г.С.: Прошло мало времени, как мы подписали соглашение с авиакомпаниями. Понадобится один год, что бы определить экономию. Когда вопрос касается качества на уровне ВПС, политика такая, что нельзя измерять деньгами, т.е. есть скорость прохождения, клиент будет выбирать ту компанию, которая удовлетворяет  по срокам прохождения.  

М.Мухитдинов: Есть ещё вопросы?

Х.Хасанов: Во время вопросов и ответов, в первую очередь мы должны требовать от исполнителя выполнения НИР, отвечает ли отчет ТЗ. Если в ТЗ не предусмотрено, то требовать от исполнителя других ответов не следует.

М.Мухитдинов: А что, мы вне ТЗ что-то спросили? По ТЗ есть  моменты, которые в отчете не указаны. Например, анализ статистических отчетов, международные планы направления письменной корреспонденции.  Мы за ТЗ не выходили. Есть нормативные документы по НИР и классификация НИР, общепринятые требования к анализу, исследованию, к научным результатам, выводам. Когда говорят о критериях, то критерии должны  быть в отчете научно обоснованы. И надо на это отвечать. Должен быть алгоритм.

Х.Хасанов: От каждой работы должна быть научная новизна? Может, не потребуется научная новизна. Может некоторые работы ограничатся аналитическими работами. В этой работе большой объем работы выполнены аналитическими выводами существующего состояния. Аналитический вывод, может заказчику будет достаточно.

В.Царев: В науке есть понятия анализ и синтез. Если производится анализ, то тогда ставится постановка задачи конкретно по анализу. Т.е. оговаривается перечень, объем, определенные характеристики объектов и указывается, как надо расклассифицировать эти объекты с учетом этих параметров. Указывается либо они должны быть просуммированы, либо отсортированы по тем или иным признакам. При каких-то определенных ограничениях. Дальше возникает задача синтеза. В данном случае присутствовало. Как в результате анализа синтезировать такой план доставки корреспонденции, при котором выполнены все ограничения. Вопрос был задан. Какой сальдо было до внедрения результата, и какой сальдо будет после. Это один из критериев. В НИР четко оговариваются задачи, что и как делается и по каким параметрам все это оценивается.

М.Мухитдинов: Что такое НИР? Там четко написано, что должно быть написано в первой главе. Обзор и анализ ситуации в стране и за её пределами. Исходя из этого постановка задач у нас. Обоснуйте научно, что вы оптимально сделали. Должна быть база данных рейсов и их анализ с помощью алгоритмов. В отчете нет даже формулы расчета при изменении рейсов и т.д. В отчете не указана даже литературы. Надо быть благодарным за все эти вопросы, которые были заданы. Есть вопросы? Какие будут предложения.

Абдурахманов Р.: Доработать с учетом замечаний.

Ш.Хабибуллахужа: Доработать.

В.Царев: Если сейчас перерабатывать сам отчет с учетом замечаний, то надо заново полностью переработать. Я предлагаю сделать к этому отчету приложение, где подробно описать алгоритм действий. Иным словом, последовательность действий на каждом шаге. Пусть это будет 3-5 страниц. Зато будут более или менее описаны действия, из которых заказчик может что-то сделать.

М.Мухитдинов: Поступило одно предложение доработать работу. Тогда давайте проголосуем. Принимается единогласно.

  В результате обсуждений научно-технический совет постановил:

         Доработать НИР «Мониторинг плана направлений международной письменной корреспонденции ОАО  «Узбекистон почтаси» с учетом замечаний и предложений.

         М.Мухитдинов: Перейдем ко второму вопросу повестки дня. Второй отчет по НИР «Разработка учебника «Автоматизированные информационные системы в почтовой связи», докладчик А.Валиев. Пожалуйста.

         В связи с внедрением ИКТ и автоматизированных информационных систем в почтовой связи в рамках реализации Программы модернизации сети почтовой связи, внедрения и развития новых видов услуг на базе информационно-коммуникационных технологий возникла необходимость в подготовке студентов ТУИТ по курсу «Информационные технологические системы в почтовой службе». При этом соответствующих учебных пособий в университете нет. В этой связи приказом Узбекского агентства связи и информатизации от 10.03.2009 № 75 поручено Центру научно-технических и маркетинговых исследований «UNICON.UZ» провести НИР по разработке Учебного пособия «Автоматизированные информационные системы в почтовой связи».

Целью выполнения данной НИР является разработка учебного пособия для подготовки специалистов по автоматизированным информационным системам в почтовой связи. Задача НИР - охватить все аспекты автоматизации процессов в почтовой связи с применением ИКТ, и  учебное пособие сделать доходчивым для студентов.

НИР выполнялась в три этапа. На первом этапе был осуществлен сбор и исследование существующей учебно-методической документации по автоматизированным информационным системам в ТУИТ, сбор материалов по применению современных технологий, систем и средств почтовой связи с учетом зарубежного опыта, а также состояния развития почтовой связи в Республике Узбекистан. На втором этапе НИР разработана первая часть учебного пособия, а на третьем этапе – вторая часть учебного пособия.

         В результате проведенной НИР было разработано учебное пособие, состоящее из предисловия, введения, первой и второй частей, заключения, списка литературы, тестовых вопросов и  практических занятий.

         Первая часть учебного пособия состоит из 7 разделов, а вторая часть – из 10 разделов.

В содержании первой части учебного пособия отражены:

- Обоснование необходимости автоматизации процессов в почтовой связи.

         - Основные понятия термин «автоматизация» и «информатизация», а также цели автоматизации и информатизации в почтовой связи.

         - Раскрыты понятия «система», «автоматизированная система», «информационная система» и «автоматизированная информационная система», а также дана классификация автоматизированных информационных систем (АИС).

         - Приведена архитектура построения АИС, а также определены требования к АИС, включая основные требования, требования к структуре, функциональные требования, а также требования к видам обеспечения, включая программному и техническому обеспечению.

         - Раскрыты принципы построения Центра обработки данных и сети. При этом приведена структура существующей корпоративной сети ОАО «Узбекистон почтаси».

         - Отдельным разделом учебного пособия отражены требования обеспечения информационной безопасности автоматизированных информационных систем.

         - Отражены стадии и этапы создания автоматизированных информационных систем согласно требованиям государственных стандартов.

Во второй части учебного пособия рассмотрены конкретные АИС в почтовой связи, принцип их организации и автоматизации процессов. При описании АИС учтен зарубежный опыт и существующие в ОАО «Узбекистон почтаси» системы.

Первой системой была описана АИС «гибридная почта». При этом были даны основные понятия об электронной почте, принципы построения системы и принцип организации услуг АИС «гибридная почта»;

Отдельным разделом описана АИС приема, пересылки, доставки почтовых отправлений с использованием штрих кода и бесконтактных радиочастотных технологий  идентификации почтовых отправлений. При этом даны описания технологического процесса, штрих кода и штрих кодирования, автоматизации процессов с использованием АИС, организации на базе АИС системы отслеживания и контроля доставки почтовых отправлений. Приведены примеры применения бесконтактных радиочастотных технологий RFID  в почтовой связи.

В учебном пособии описана АИС отслеживания с использованием  беспроводных и спутниковых технологий. С применением технологий беспроводных и спутниковых технологий приведены примеры организации отслеживания почтовых отправлений, выемки почты с почтовых ящиков, определение текущего местонахождения почтовых работников, контейнеров и транспортных средств.

При описании АИС электронных денежных переводов в почтовой связи приведен принцип организации системы и осуществления электронных переводов на примере существующей в ОАО «Узбекистон почтаси» системы электронных денежных переводов.

Также приведено описание действующих в ОАО «Узбекистон почтаси» АИС по автоматизации процессов выплаты пенсий и приема с населения оплаты коммунальных услуг.

В АИС по автоматизации процессов подписки и доставки периодических изданий описана автоматизация процессы подписки, процессов обработки заказов и учета доставки периодических изданий.

 

В учебном пособии приведены способы организации альтернативных формы оплаты почтовых сборов с применением марки печатающих автоматов, франкировальных и маркировальных машин и электронных марок.

Приведено описание АИС по автоматизации процессов финансового учета, с помощью которых осуществляется учет движения финансовых средств и АИС управления производственными и бизнес процессами в предприятии почтовой связи.

В учебном пособии также приведены принципы организации в почтовой связи систем для осуществления электронных платежей и организации электронной коммерции.

При описании каждой АИС в пособии отмечено о преимуществах использования той или иной АИС.

         Дополнительно в учебном пособии определен курс практических занятий, состоящей из 10 занятий с оформлением курсовых работ и тестовые вопросы по всему курсу обучения «автоматизированные информационные системы в почтовой связи» (количество тестовых вопросов - 73) для аттестации студентов по окончанию курса обучения.

         Результаты НИР Учебное пособие по курсу «Автоматизированные информационные системы в почтовой связи» были рассмотрены специалистами УзАСИ и ОАО «Узбекистон почтаси». Также НИР дважды рассматривался Почтовым комитетом УзАСИ.

         М.Мухитдинов: Приглашается оппонент Джураев И. Пожалуйста.     И.Джураев: По составлению Заключительного отчета имеются следующие замечания:

1. Необходимо определиться с типом представленного труда, а именно:

в названии отчета идет речь о разработке Учебника; третья страница начинается с «Реферат.  отчет 160 с., 24 рис., 1 табл., 11 источников»; далее на этой же странице идет «В этой связи в учебном пособии..», а на 13 странице пишется «В учебнике изложены основные принципы автоматизации…». Такая неопределенность имеется по всему тексту документа. 

2. Формулировка на стр. 3 «Учебное пособие подготовлено в соответствии с учебной программой и учебным планом факультета и рассчитано…», неверная для Учебника, и даже для Учебного пособия.

3. Отчет состоит из устаревшего материала, о чем свидетельствуют:

«Учебник написан в то время, когда в узбекской почте происходили коренные изменения…»;

«Программа модернизации сети почтовой связи, внедрения и развития новых видов услуг на базе информационно-коммуникационных технологий до 2010 года»;

«Сегодня основные процессы информатизации, т.е. методы и способы обработки информации, в почтовой связи осуществляются человеком вручную и в бумажном виде.», стр.15;

«Самыми распространенными операционными системами являются MS-DOS,..», стр. 40;

4. До страницы 75 из 136 идет описание истории создания, принцип работы АИС, по существу поднятой темы мало материала;

5. Имеются пропущенные (пустые) страницы, (59, 62);

6. В документе нет ссылок на законы, законодательные акты по поднятой проблеме после 2005 года;

7. Использована литература, созданная ранее 2005 года (стр. 136), нет ни одной ссылки на Интернет-источники, хотя они были использованы в документе.

8. Определения, обозначения и сокращения, используемые в работе, следует привести в максимальное соответствие с действующими законодательством. Например, определение термина «информатизация» дано с сокращениями от его определения, указанного в Законе РУз «Об информатизации» и национальном стандарте О’DSt 1047:2003 «Информационная технология. Термины и определения».. Определение термина «информационная безопасность» отличается от определения, указанного в национальном стандарте O'z DSt ISO/IEC 27002:2008 «Информационная технология. Методы обеспечения безопасности. Практические правила управления информационной безопасностью».

9. В разделе 3.1 говорится о том, что АИС могут быть открытыми и закрытыми. Однако далее в разделе описываются только открытые АИС.

10. В разделе 5.1 описываются пять основных топологий со ссылкой на Рисунок 5, в то время как на рисунке показано шесть топологий, включая «линию», описания которой в тексте документа нет. Также в легенде Рисунка 5 топология «решетка» названа термином «каждый с каждым», однако в описании нет указания на второе название данной топологии.

 

Выводы

Для разработки учебника по какой-либо дисциплине рекомендуется изучить Требования, предъявляемые к его созданию.

Предложенные, 73 тестовых вопроса, примерно по 2 вопроса на тему описательного характера, не могут закрепить пройденный материал, а 10 практических занятий (три из них курсовые) не могут быть выполнены при помощи имеющегося материала.

Заключительный отчет о научно-исследовательской работе Разработка учебника «Автоматизированные информационные системы в почтовой связи» по курсу «Информационные технологические системы в почтовой службе» Ташкентского университета информационных технологий подлежит  исправлению и доработке.

М.Мухитдинов: Спасибо, приглашается второй оппонент.

Ш.Хабибуллахужа: Изучив научно-исследовательскую работу по теме создания учебника «Автоматизированные информационные системы в почтовой связи» по курсу «Информационные технологические системы в почтовой службе» Ташкентского университета информационных технологий разработанного ГУП «UNICON.UZ», следует отметить следующее:

Считаем, что НИР является очень необходимым пособием для студентов учащихся и обучающихся по направлению почты и для преподавателей. Ознакомившись с данными приведенными в НИР, считаем целесообразным внести некоторые дополнения.

1. В схемах приведенных в НИР не указаны организация корпоративной сети через VPN сеть, целесообразно указать, что в Республике государственные органы должны организовать свои корпоративные сети только на базе передачи данных операторов сетей телекоммуникаций Республики Узбекистан (т.е. должны быть в сети АК «Узбектелеком») на оснований Постановления Президента Республики Узбекистан №149 от 2005 года.

2. В пункте 11.2-банди НТР «Электронные денежные переводы», «Система перечисления денег» даны сведения в основном об зарубежных системах платежей (PayPal, E-gold, Яндкс.деньги). Целесообразно на сегодняшний день дать сведения о системах платежей в Узбекистане. Также нужно дополнить работу, используя Постановления “Об утверждении Положения о порядке приёма платежей от физических лиц через сеть агентства” зарегистрированного 21.04.2011г.№2099 в Министерстве юстиции и подобные документы, а также шире осветить систему платежей в Узбекистане (по техническому заданию данная НИР должна была завершена к 31 марта 2010 года).

3. В разделе 16, в части данных об автоматизации финансовых процессов в почтовой связи (как 1С-бухгалтерия) указаны зарубежные системы. Считаем целесообразным в этом направлении дать понятие о применении ЭПБ (электронная помощь бухгалтеру) Узбекистана.

4. Приведены все сведения которые должны быть освещены в НИР. Вместе с тем, считаем целесообразным в НИР осветить шире опыт Узбекистана.

Считаем целесообразным одобрить данную НИР с учетом вышеизложенных замечаний и предложений.

М.Мухитдинов: Спасибо. Что вы скажете на замечания оппонентов.

А.Валиев: Да есть определенные фразы по части MS-DOS, мы согласны принять. Весь максимальный опыт, которое сейчас внедренное автоматизированный информационная система есть в почтовой связи в учебники постарались отразить. По части, что до страницы 75 из 136 идет описание истории создания, принцип работы АИС, по существу поднятой темы мало материала. Первая часть само описания АИС оно должно занимать 30 %, т.к. это курс не подготовку специалистов АИС, а  почтовой связи. Поэтому основная часть должна быть АИС почтовой связи.

По части ссылок на законодательные акты. Можно указать ссылки, но возникает вопрос  о целесообразности, потому что у нас законодательные акты постоянно меняются. По части определения, обозначения и сокращения, используемые в работе. Мы принимаем эти замечания. Мы просто старались доходчивее сделать для студента. Другие замечания тоже принимаем.

М.Мухитдинов: Есть вопросы?

М.Абдурахманов: ТУИТ читал вашу работу? Заказчиком является УзАСИ. А учебник сделан для студентов ТУИТ.

А.Валиев: Из кафедры почтовой связи участвовали при разработке.

Абдурахманов: Все учебники, которые выпускаются для ТУИТа, должны пройти через учебно-методический совет. Целесообразно было бы, чтобы учебник прочел учебно-методический совет. И ещё вопрос: рассматривал  ли эту книгу «Узбекистон почтаси».

А.Валиев:  Если наш учебник должен пройти через учебно-методический совет, то мы представим им. В почтовом комитете эта работа рассмотрена.

М.Мухитдинов: Есть ещё  вопросы?

В.Царёв: Вы в основном концентрировали свое внимание на автоматизации обработки информационных процессов, связанных именно  с производственными процессами почты. На уровне информационных процессов автоматизации предприятий в целом, сетевые задачи почтовой. Это отдельный курс или пособие?

А.Валиев: Самая главная задача нашей работы - показать студентам, какие есть системы, как они должны строиться, понимать их преимущества, как достигается автоматизация.

В.Царев: Сетевых вопросов там нет.

А.Валиев: Сетевые отражены в небольшом разделе. Где отведен принцип построения локальной сети, принцип построения корпоративной сети, из каких компонентов они состоят и приведена существующая корпоративная сеть «Узбекистон почтаси»

В.Царев: На кого рассчитан конечный продукт? Воспользовавшийся всем этим студент,  где применит свои знания. На каких производствах этот материал будет использован. Вопросы и ответы на которые есть в этой работе. Рассматриваются ли варианты в производственных ситуациях.

         А.Валиев: Результат направлен на подготовку специалистов, которые пойдут работать непосредственно в «Узбекистон почтаси». Здесь специалист может быть как по планированию системы, по эксплуатации этой системы, так и пользователем этой системы. Он должен понимать, что из себя представляет АИС. Определенные производственные процессы в работе описаны. Это чисто знание дополнительное

         М.Мухитдинов: Есть вопросы?

         Абдурахманов: Это курс лекции. А есть ли практические занятия?

         А.Валиев: Идет тематика. К ним идет задания. Даем требования. И он эти требования прорабатывает в курсовой работе.

         М.Мухитдинов: Есть ещё вопросы? У меня один вопрос. Отчет называется «Автоматизированные информационные системы в почтовой связи». Я попросил программу этого курса. Курс называется по другому «Автоматизация технологических процессов». Когда мы говорим об автоматизации процессов. Это несколько уходит в другую сторону. Здесь ест еще вопросы механизации. Вы не упростили себе задачу вот этого курса. Сколько часов читается этот курс?

         А.Валиев: Третий курс и ещё полгода

         М.Мухитдинов: 64 часов. Курс не маленький. Нет вопросов. У кого какие предложения.

         Абдурахманов: Принять с учетом замечаний и предложений.

         М.Мухитдинов: Если нет никаких вопросов. Прошу доработать все замечания. Дать на рассмотрение учебно-методическому совету.

         В результате обсуждений научно технический совет постановил:

Принять НИР «Разработка учебника «Автоматизированные информационные системы в почтовой связи» с учетом замечаний и предложений.

 

 

 

Заместитель председателя НТС                            М.Мухитдинов