Протокол №7 заседания НТС от 28.12.2012

Утверждаю
Председатель Государственного
комитета связи, информатизации и телекоммуникационных технологий
Республики Узбекистан
____________ Х. Мирзахидов
 
«___» _________ 2012 года
 
 
Протокол № 7
Научно-технического совета ГоскомСИТТ
 
28 декабря  2012 г.                                                                               г. Ташкент
 
Председательствовал:
 
А.Н. Файзуллаев – Зам. Председателя ГоскомСИТТ
Участвовали:      
Мухитдинов М., Исаев Х., Умаров О., Чекашкина Т., Абидов Б., Царев В., Джураев И., Таджибаева Х., Газиев А., Камалов Ю., Тухтаев У., Дадамухамедов Р., Холджигитов А., Максудов Ж., Гатаулина А., Рахматуллаев З., Кунгуров Ф., Муллабаев К., Хошимходжаев А. , Хасанов Х.
Приглашенные:
Стимбан Г., Цой. Г.
Отсутствовали:
Гафуров А., Гафуров А., Иноятов А., Набишев Д.
 
 
Повестка дня
 
1. Отчет НИР «Создание аналитического модуля для национальной информационной системы NIS.UZ».
Докладчик:   Базикалов Т. С. – ведущий специалист UZINFOCOM
         Оппоненты: Гафуров А. -   директор ЦППМП.
 Цой Г.   - начальник отдела «UNICON.UZ»
Ответственный: Мухитдинов М.М.
 
2. Итоги конкурса НИР на 2013 год.  
Докладчик: Мухитдинов М.М.
 
3. Разное.
 
         Заседание научно – технического совета открыл Зам. Председателя ГоскомСИТТ- А.Файзуллаев
         Файзуллаев А.Н.: Здравствуйте уважаемые члены НТС.
У нас сегодня на повестке дня 3 вопроса. Первый вопрос отчет НИР: Создание аналитического модуля для национальной информационной системы NIS.UZ. Докладчик Базикалов Т. – ведущий специалист UZINFOCOM.
Базикалов Т.: Повсеместное внедрение информационно-коммуника-ционных технологий во все сферы государства и общества подразумевает необходимость контроля процессов внедрения и соответственно, выполнение контрольных поручений, что в свою очередь, становится катализатором мер, направленных на дальнейшее ускорение работ по внедрению ИКТ и построению современного информационного общества.
         В рамках реализации мер предусмотренных Программой применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов государственного управления и государственной власти на местах до
2010 года, утвержденной постановлением Президента Республики Узбекистан № ПП-117 от 08.07.2005 в части совершенствования деятельности органов государственной власти на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий реализована площадка NIS.UZ (национальная информационная система) для информационного взаимодействия органов государственной власти и управления.
         По поручению Кабинета Министров, в рамках исполнения распоряжения Президента Республики Узбекистан № Р-2836 от 21.09.2007 г. по обеспечению глубокого и комплексного изучения уровня внедрения информационно-коммуникационных технологий в отраслях и сферах экономики республики на NIS.UZ функционирует онлайн вопросник по изучению состояния внедрения ИКТ в органах государственного управления и власти и хозяйствующих субъектах.
         Вопросники по изучению состояния внедрения ИКТ в органах государственного управления и власти и хозяйствующих субъектов отличаются разнообразием и большим количеством показателей. Сбор, обработка, хранение и распространение данных требуют значительных материальных затрат. В современных условиях неизмеримо возрастают требования, предъявляемые к организации процессов сбора и первичной обработки информации; качество и оперативность реализации этих задач зачастую приобретают решающее значение.
         Вопросник функционирует с 2008 года, обработке подлежит информация, вводимая ответственными специалистами 120 организаций по 7 основным направлениям:
         - организационные вопросы;
         - вопросы оснащенности компьютерной техникой и необходимой инфраструктурой;
         - используемые и разрабатываемые информационные системы;
         - обеспечение качества веб-сайтов;
         - кадровые вопросы;
         - финансовые вопросы;
         - информационная безопасность.
         Однако, в настоящее время анализ и оценка уровня внедрения ИКТ в организациях проводятся вручную специалистами ИАД ИСиТ Кабинета Министров Республики Узбекистан, что затрудняет анализ сводных данных в разрезе министерств и ведомств, и не является гарантом недопущения ошибок, в виду наличия так называемого «человеческого фактора».
         Внедрение программного аналитического модуля позволит:
         снизить трудозатраты на проведение анализа данных и составление форм отчетности;
         уменьшить процент ошибок;
         получать различные формы отчетов в необходимых разрезах;
         повысить оперативность предоставления информации и соответственно подготовки отчетов;
         повысить уровень прозрачности.
         Настоящий отчет является итогом проведенной научно исследовательской работы, в котором описываются ход и результат исследований, предварительные требования в соответствии с которыми разрабатывался аналитический модуль для системы NIS.UZ. В отчете освещены функциональные возможности модуля, приводится порядок обработки вопросников, включая их заполнение и хранение, а также архивации, оценки и анализа.
         Реализация программного аналитического модуля выполняется в рамках исполнения Плана проведения приоритетных научно-исследовательских работ по развитию информационно-коммуникационных технологий в сфере связи и информатизации на 2011 год, утвержденного приказом Узбекского агентства связи и информатизации от 28 января
2011 года № 32.
         Целью данной научно-исследовательской работы является разработка и внедрение программного аналитического модуля информационной системы NIS.UZ для автоматизации подготовки аналитического отчета данных, предоставляемых государственными органами при заполнении «Вопросников по изучению состояния внедрения информационно-коммуникационных технологий в органах государственного управления и власти, хозяйствующих субъектов» - Обработке подлежат заполненные Вопросники по изучению состояния внедрения информационно-коммуникационных технологий в органах государственного управления и власти и хозяйствующих субъектов.
         Создание аналитического модуля предусматривает достижение следующих целей:
         автоматизация подготовки аналитического отчета данных, предоставляемых государственными органами при заполнении Вопросников;
         повышение эффективности взаимодействия органов государственного управления с использованием информационных технологий.
         Достижение основных целей разработки и внедрения программно-аналитического модуля обеспечивается за счет взаимосвязанного решения комплекса задач, основными из которых являются:
         изучение структуры вопросника и нахождение оптимальных решений для выведения обработанных данных в виде таблиц, графиков и процентных соотношений;
         определение формата и состава выходных данных;
         определение на основе полученных данных максимально эффективной технологии разработки для достижения поставленной цели.
         По данной научно-исследовательской работе выполнен отчет по итогам первого этапа «Определение перечня показателей, выводимых из вопросника национальной информационной системы NIS.UZ разработка и согласование форм аналитического модуля» и отчет по итогам второго этапа «Автоматизация форм модуля и внедрение с базовым функционалом аналитического модуля системы NIS.UZ».
         По итогам работы первого этапа определен перечень показателей выводимых из Вопросника Национальной информационной системы NIS.UZ. Разработаны и согласованы формы аналитического модуля.
         Итоговым результатом второго этапа работы является программно аналитический модуль информационной системы NIS.UZ с описанием функциональных возможностей и определение порядка обработки существующих Вопросников для автоматизации процессов архивации, оценки и анализа, с использованием возможностей продуктов и технологий MS SharePoint Server.
         Итоговым результатом работы является новый порядок обработки существующих Вопросников с учётом автоматизации процессов, с использованием возможностей продуктов и технологий MS SharePoint Server.
         Файзуллаев А.Н.: Спасибо, приглашаем оппонента по этому отчету, Стимбан Г.   главного инженера ЦППМП.
         Стимбан Г.:  Объектом исследований, проводимых в рамках представленной НИР, являются современные технологии и программные решения. В соответствие с техническим заданием, представленная работа по разработке и внедрению программного аналитического модуля информационной системы N18.112 для повышения эффективности и качества обработки заполненных «Вопросников по изучениюсостояния внедрения информационно-коммуникационных технологий в органах государственного управления и власти, хозяйствующих субъектов», в целом выполнена.
Настоящий отчет является итогом проведенной научно- исследовательской работы, в которой описываются ход и результат исследований, предварительные требования в соответствии с которыми разрабатывался аналитический модуль для системы NIS.UZ. В отчете освещены функциональные возможности модуля, приводится порядок обработки вопросников, включая их заполнение и хранение, а также архивации, оценки и анализа.
Процесс изучения состояния внедрения ИКТ состоит в сборе сведений о внедрении ИКТ организации и о практике их эксплуатации в деятельности организации. На основании собранных сведений производится оценка их соответствия нормативным требованиям, интересам организации, её клиентов, или иных заинтересованных лиц.
Для детального изучения состояния внедрения ИКТ в отдельно взятой организации требуется тщательный анализ функций и задач организации, а также оценка уровня и качества автоматизации каждой из этих задач. В связи с этим, для этого разработана специальная методика проведения такого изучения, которая является составной частью Системы критериев и оценки.
Информация, необходимая для оценки должна быть представлена в виде ответов на соответствующий вопросник.
Вопросник заполняется специалистами организаций, с периодичностью раз в квартал. При этом обновляются только те сведения, которые изменились в течение этого срока для предотвращения излишней траты времени и ресурсов.
Каждый раздел системы критериев включает в себя ряд вопросов и пояснений, с помощью которых в дальнейшем экспертами определяется уровень внедрения и развития ИКТ в той или иной организации.
Система предназначена для автоматизации процессов хранения, обработки, оценки и анализа ответов на вопросы, заполняемых ответственными специалистами более 120 государственных организаций по нескольким направлениям.
В целях достижения основных целей при разработке и внедрении программно-аналитического модуля решался комплекс задач, основными из которых являлись:
- изучение структуры вопросника и нахождение оптимальных решений для выведения обработанных данных в виде таблиц, графиков и процентных соотношений;
- определение формата и состава выходных данных;
- определение на основе полученных данных максимально эффективной технологии разработки для достижения поставленной цели.
Представленный аналитический модуль позволит: автоматизировать подготовку аналитического отчета данных, предоставляемых государственными органами при заполнении Вопросника, повысить эффективность взаимодействия органов государственного управления с использованием информационных технологий. Что в свою очередь снизит трудозатраты на проведение анализа данных и составление форм отчетности; уменьшит процент ошибок; позволит получать различные формы отчетов в необходимых разрезах; повысит оперативность предоставления информации и, соответственно подготовки отчетов, а также повысит уровень прозрачности.
Однако, в данной НИР имеются следующие недостатки:
1.       Исходная форма вопросников: некоторые вопросы и пункты некорректны и не способны правильно отобразить текущее состояние развития ИКТ. Например «отношение количества компьютеров к количеству персонала» не является универсальным решением. Или другой пункт - «Эффективность использования компьютерной техники». Организация, использующая только офисные программы для решения своих задач будет в заведомо проигрышном состоянии. Следует отметить, что данное замечание относится к утверждённой в форме вопросника и затрагивает НИР лишь косвенно.
2.       Недостаточно продуманная справочная система. Заполнением вопросников на местах занимаются сотрудники, которые не всегда являются грамотными ИТ-специалистами, желательно реализовать справочную систему более доступной для понимания любому человеку.
В заключении можно сказать, что автоматизация анализа данных на современном этапе развития ИКТ является неотъемлемой частью современных методов работы с данными. Развитие данного направления в нашей стране позволит органам государственной власти получать ясную картину состояния отраслей экономики и принимать эффективные правительственные решения, сократив, при этом, время на проведение обработки, и возможные ошибки при ручном подсчете показателей, а также позволит Республике достичь высоких показателей роста благосостояния населения и общего развития.
Учитывая простоту исправления указанных замечаний, просим считать эти замечания предложениями по совершенствованию функционала. Итоговый вердикт «научно-исследовательскую работу принять».
         Файзуллаев А.Н.: Второй оппонент данного отчета начальник отдела «UNICON.UZ» Цой Г.
         Цой Г.: Отличительной тенденцией развития современного общества является использование современных инфокоммуникационных технологий, которые служат основой для эффективного информационного взаимодействия между гражданами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Особенно это актуально в последнее время, поэтому со стороны руководства страны уделяется огромное внимание развитию сферы ИКТ.
         Одной из параллельных задач при внедрении ИКТ является оценка эффективности проводимой работы, исследование состояния внедрения ИКТ. Для этих целей во исполнение распоряжения Президента Республики Узбекистан по обеспечению глубокого и комплексного изучения уровня внедрения ИКТ в отраслях и сферах экономики республики на NIS.UZ функционирует Вопросник, содержащий необходимые вопросы, касающиеся аспектов внедрения ИКТ в том или ином ведомстве. На основе полученных данных осуществляется анализ и оценка уровня внедрения ИКТ в организации.
         Целью данной работы являлась разработка программного обеспечения для автоматизации процесса получения аналитического ответа на основе данных в Вопроснике. В связи с этим данная работа является актуальной, т.к. использование аналитического модуля позволяет исключить человеческий фактор (т.е. ошибки экспертов) при получении оценки уровня внедрения ИКТ, повысить качество аналитической информации и оперативность получения необходимых данных.
         В представленном отчете приведена информация о целях и задачах разработки и внедрения программного аналитического модуля, о существующем порядке работ по изучению состояния внедрения ИКТ, о предлагаемом порядке работы аналитического модуля. В отчете также в качестве приложения дано описание системы критериев и оценки, методики проведения работ по изучению ИКТ. Данная информация дает представление о проделанной работе.
         Однако в качестве замечаний можно отметить следующее:
         - в разделе 3 «Предлагаемый порядок работ» информация об основных внесенных изменениях представлена не в совсем последовательной форме, что затрудняет понимание того, что конкретно было изменено и какие оптимальные решения предлагаются, исходя из анализа существующего Вопросника и процесса его обработки;
         - описание форм отчетностей (начиная со страницы 31) необходимо вынести в отельную главу.
         В качестве рекомендации можно отметить, что нелишним было бы привести в заключении информации о перспективах развития системы NIS.UZ и аналитического модуля в частности.
         В целом предлагается принять данный отчет с учетом вышеприведенных замечаний.
         Файзуллаев А.Н.: У кого есть вопросы докладчику?
         Царев В.Н.: Весовые коэффициенты. Кто их предоставлял и предусмотрено ли возможность потребителями менять эти коэффициенты?
         Базикалов Т.: В рамках рассмотрения состояния внедрения ИКТ оценки делятся на 7 групп критериев.
         Общее состояние внедрения ИКТ оценивается из совокупности оценок по семи основным направлениям исходя из следующей шкалы: «отлично» – соот-ветствие более 90%, «хорошо» – от 70 до 90%, «удовлетворительно» – от 50 до 70%, «неудовлетворительно» – ниже 50%.
         Общая система оценки предоставляет возможность в краткие сроки оценить уровень внедрения ИКТ в большом количестве государственных органов с выведением сопоставительных таблиц по каждой группе критериев. Данный сопоставительный анализ осуществляется Информационно-аналитическим департаментом по вопросам информационных систем и телекоммуникаций на ежеквартальной основе для рассмотрения на заседаниях ИАД ИСиТ и Кабинета Министров. Оценка осуществляется по 100 балльной системе.
         Царев В.Н.: Опрашиваемые пользователи входят как инкогнито или же как зарегистрированные пользователи?
Базикалов Т.: Эксплуатация Системы осуществляется ответственными сотрудниками Кабинета Министров Республики Узбекистан, зарегистрированными в Системе в качестве пользователей, наделенных определенными правами доступа. Полномочия на доступ к информационным ресурсам реализовываются и контролируются администратором Системы следующим образом:
- поддерживается парольный вход и обеспечивается доступ пользователя только к тем информационным ресурсам и к тем функциям Системы, которые определены пользователю администратором Системы;
- обеспечиваются режимы присвоения прав на использование документов и описательной информации, в соответствие с функциями отдельных сотрудников и групп пользователей.
         Царев В.Н.: Кто будет финансировать и как будет дальнейшее его финансовое сопровождение.
         Джураев И.: Заказчиком данной работы является ГоскомСИТТ и профинансирован. Пользователями данной работы это Кабинет Минитсров и все государственные органы. В настоящее время предоставление программного аналитического модуля информационной системы NIS.UZ для них осуществляется на бесплатной основе.
Файзуллаев А.Н.: Результаты НИР стоит рекомендовать для дальнейшего использования, учитывая актуальность в настоящее время. Если у вас нет возражений, поступило предложение  принять этот отчет.
         В результате обсуждения и голосования научно технический совет постановил:
Принять НИР: Создание аналитического модуля для национальной информационной системы NIS.UZ.
Файзуллаев А.Н.: Второй вопрос повестки дня Итоги конкурса НИР на 2013 год.   Докладчик: Мухитдинов М.М.
Мухитдинов М.: Мы ежегодно проводим конкурс научно-исследовательских работ. В этом году на НТС в октябре месяце мы утвердили 11 приоритетных направлений НИР в сфере связи и информатизации. Объявление о проведении конкурса и условиях подачи необходимых документов и материалов было опубликовано в газете «Хабар» от19 октября 2012 года.   В соответствие с решением НТС на конкурс было представлено 87 работ, что значительно больше, чем в 2011 году. Все работы были направлены членам НТС для рецензии и экспертной оценки. На все работы получены оценки. Результаты экспертных оценок, полученных от Вас,  были обобщены, систематизированы и на основе усреднения получены рейтинговые оценки каждой НИР. Вам розданы результаты рейтинговых оценок отдельно по НИР и учебным пособиям. Нам необходимо утвердить эти результаты.
Анализируя в целом эту сложную, трудоемкую и кропотливую работу по подведению итогов мне хотелось бы отметить на ряд недостатков, допущенных при оформлении и подаче документов на конкурс.
Во-первых: несмотря на объявленные приоритетные направления НИР ряд работ не соответствовало тематике, например разработки учебно-методических комплексов по политологии, правоведению; учебное пособие по философии; научные исследования, связанные с речевыми нарушениями для детей дошкольного возраста или систематизация материалов по флоре Узбекистана и т.д.
Во-вторых: в соответствии с Положением о НИР научное руководство НИР должно осуществляться кандидатами или докторами наук. К сожалению, в ряде проектов руководство осуществляется ассистентами, магистрантами и преподавателями, не имеющими ученых степеней, званий и соответствующего стажа научно-педагогической работы.
В-третьих: во многих работах при обосновании актуальности темы не сформулированы цели и задачи, не показаны принципы и идеи предстоящей научной разработки, отсутствует главное – генерация новых идей, инновационных решений.
В-четвертых: при оформлении документов есть специальная позиция, в которой необходимо отразить опубликованные статьи, патенты по этой теме, отражающие личный вклад и задел автора. Следует отметить, что во многих предложенных проектах этот фактор не нашел отражения.
В-пятых: анализ предложенных учебных пособий и учебников показывает, что многие не отразили какие аналогичные учебники имеются у нас и за рубежом, и чем отличается предлагаемый проект учебника от существующих. К сожалению, не дается на какой объем часов рассчитан учебник, количество печатных листов, отсутствует программа и учебный план, утвержденный Министерством высшего и среднего образования Республики Узбекистан.
В-шестых: многие учебные пособия представлены как мультимедийные, хотя в содержании проекта и обосновании отсутствуют принципы построения, разработки и реализации мультимедийных пособий.
Следует отметить, что стоимость многих предлагаемых проектов необоснованно завышена. Необходимо провести экономический расчет и обоснование стоимости и окупаемости проекта при реализации.
Вчера руководство фонда ИКТ информировало о том, что есть несколько тем, сроки выполнения которых закончились в 2009-2010 годы, но до сих пор не завершены. С учетом этого фактора отдельные проекты, представленные этими разработчиками на 2013 год не будут включены, несмотря на то, что они получили рейтинговые оценки. Это должно дисциплинировать научных руководителей и ответственных исполнителей тем. Контроль за своевременным выполнением НИР должны осуществлять руководители организаций-разработчиков и руководители отделов комитета связи, информатизации и телекоммуникационных технологий.
         В результате обсуждений и голосований научно технический совет постановил:
         Принять  и утвердить итоги конкурса НИР на 2013 год.
Файзуллаев А.Н.: В разном какие вопросы?
         Мухитдинов М.: Традиционно на декабрьском заседании НТС в прошлом году по предложению нашего председателя Хуршида Мирсабировича Мирзахидова было принято решение о премировании активных членов НТС по итогам года. При обсуждении повестки сегодняшнего НТС мы об этом говорили. Если у членов НТС не будет возражений давайте проголосуем и примем решение. С целью стимулирования членов НТС за работу, проделанную ими в 2012 году, предлагаю внести предложение руководству предприятий и организаций о поощрении члена НТС по месту работы в размере должностного оклада.
         Научно-технический совет постановил:
 Одобрить предложение о поощрении членов НТС и направить соответствующие письма в организации.
 
 
 Заместитель председателя
Научно-технического совета                                   Мухитдинов М.