Протокол № 3 Научно-технического совета ГоскомСИТТ 17.12.2013 г

Председатель Государственного комитета связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Республики Узбекистан
____________ Мирзахидов Х.
«___» _________ 2013 года
 
Протокол № 3
Научно-технического совета ГоскомСИТТ
17 декабря 2013 г.                                                                                     г. Ташкент
Председательствовал:
А. Файзуллаев – Зам. Председателя ГоскомСИТТ
Участвовали:            
Мухитдинов М.М., Исаев Х., Зияев З., Умаров О., Чекашкина Т., Мелибоев Ш., Рахматуллаев З., Гафуров А., Газиев А.Р., Абидов Б., Джураев И., Таджибаева Х., Тухтаев У., Хасанов Х.П., Гафуров А.Х., Камилов Х., Гатаулина А., Кунгуров Ф., Хошимходжаев А., Набишев Д., Ковалева Р., Дурель А.
Отсутствовали:
 Камалов Ю.К., Дадамухамедов Р.А.
 
1. Отчет НИР: «Разработка программного комплекса защиты информации для систем
           электронного документооборота».                                                                               
Докладчик:   Ковалева Р.Х.- начальник службы развитию центров регистрации ключей
           электронной цифровой подписи ГУП «UNICON.UZ»                                           
Оппоненты: Рахматуллаев З. – первый зам.директора Центра обеспечения
           информационной безопасности                                                                                         
           Камилов Х.- начальник отдела ВАСППОЭ Госком СИТТ      
Ответственный: Мухитдинов М.М.                                                                                               
2. Отчет НИР: «Разработка концепции инновационного развития сферы связи,
           информатизации и телекоммуникационных технологий республики Узбекистан».                   
Докладчик:   Дурель А. – начальник НИО РДиСМ ГУП «UNICON.UZ»                                                                                              Оппоненты: Камалов Ю.К- начальник Управление развития телекоммуникационной
инфраструктуры Госком СИТТ, к.т.н., доц.  
Кадыров А. – д.э.н., проф. ТУИТ               
Ответственный: Мухитдинов М.М.                                                                                            
3. Об итогах республиканского конкурса среди студентов ТУИТ на стипендию Госком
            СИТТ и стипендию НТО РЭС.                                                                                    
Докладчик:   Мухитдинов М.М.                                                                                                   
4. Разное.
         А. Файзуллаев: Здравствуйте уважаемые члены НТС, у нас сегодня на заседании рассматривается 4 вопроса. Первый вопрос – это отчет НИР: «Разработка программного комплекса защиты информации для систем электронного документооборота». Докладчик - Ковалева Р.
 
Р.Ковалева:Здравствуйте, уважаемые члены Научно-технического совета. Вашему вниманию представляется доклад по научно-исследовательской работе: «Разработка программного комплекса защиты информации для систем электронного документооборота».
В современных условиях наличие и широкое использование систем электронного документооборота (СЭД) становится залогом эффективной работы любого предприятия.
Между тем анализ информационных систем, поставляемых на рынок Узбекистана, показывает, что многие используемые в республике системы не отвечают современным требованиям информационной безопасности.
Стоимость СЭД довольно высока и различные системы по своему функциональному назначению хорошо подходят для работы в определенных организациях, поэтому пользователи не стремятся приобретать новую систему, а хотят сохранить преимущества уже используемой и добавить к ней лишь полноценную систему защиты.
Несанкционированное использование, хищение или искажение деловой информации неизбежно ведет к значительным экономическим потерям. Именно поэтому «Разработка программного комплекса защиты информации для систем электронного документооборота» является одним из приоритетных направлений научных исследований в области информационной безопасности Республики Узбекистан.
В настоящее время в мире существует множество стандартов по защите информации, в том числе по криптографической защите.
В Республике Узбекистан также созданы государственные стандарты, содержащие в себе национальные криптоалгоритмы. 
Использование данных криптоалгоритмов в СЭД является затруднительным из-за отсутствия их удобной программной реализации.
В проводимых ранее исследованиях использования электронной цифровой подписи в СЭД Узбекистана, основным направлением изучения являлось только подтверждение авторства документа с помощью ЭЦП. В связи с чем необходимо было провести новые исследования по криптографической защите информации в СЭД.
Основной целью данной НИР является разработка встраиваемого программного комплекса, использующего национальные стандарты криптографической защиты информации, позволяющего обеспечить информационную безопасность и юридическую значимость передаваемых электронных документов.
Для выполнения данной цели необходимо было решить следующие задачи
- изучить основные угрозы и проанализировать состояние защищенности существующих систем электронного документооборота;
- исследовать методы, средства и криптографические алгоритмы, применяющиеся для защиты систем электронного документооборота;
- выбрать алгоритмы и средства для создания программного комплекса и разработать его структуру;
- разработать программный комплекс и оценить его надежность;
- разработать рекомендации по внедрению программного комплекса.
В соответствии с техническим заданием НИР состоит из 3 этапов.
В НИР проведены анализ и сравнение стандартов криптографической защиты информации, используемых в мировой практике, с национальными стандартами с выделением преимуществ национальных стандартов, рассматривается метод комплексного использования национальных стандартов для защиты информации, являющийся одним из новых подходов к данной проблеме.
Разработана универсальная структура, позволяющая создавать комплексную систему криптографической защиты электронного документооборота, способную обеспечить шифрование, хэширование и подписание электронной цифровой подписью электронных документов.
Разработанный встраиваемый программный комплекс призван обеспечить конфиденциальность, юридическую значимость электронных документов и возможность безопасной передачи документов в СЭД с минимальными затратами средств и времени на его внедрение.
1 этап Исследование проблем обеспечения защиты информации в системах электронного документооборота
На данном этапе проведены:
- классификация основных угроз СЭД
-       классификация методов и средств защиты информации в СЭД
-       анализ обеспечения безопасности в различных СЭД
-       исследования для определения общих требований к безопасности СЭД в Узбекистане
-       исследования комплексной безопасности в различных СЭД
-       изучение специальных средств комплексной защиты СЭД
- сравнение алгоритмов ЭЦП, хэширования, шифрования различных стандартов
- выбор алгоритмов для создания программного комплекса
- разработка предварительной структуры программного комплекса
- описание сертификата ключа ЭЦП, используемого в программном комплексе
2 этап Разработка первой версии программного комплекса защиты информации для систем электронного документооборота
На данном этапе было проведено конструирование и проектирование программного комплекса путем:
- Определения методического обеспечения программного комплекса
- Выбора инструментальных средств разработки программного комплекса
- Определения требований к программному комплексу
- Определения окончательной структуры и состава программного комплекса.
Также описана работа первой версии программного комплекса:
   - Установка и функции плагина для работы программного комплекса защиты информации
   - Работа в первой версии ПКЗИ: подписание электронной цифровой подписью, шифрование, авторизация.
ПКЗИ состоит из следующих программных модулей:
         -Серверный модуль
         - Плагин для браузера
         - Динамическая библиотека для Windows приложений
Данные программые модули реализованы с помощью следующих программ в составе ПКЗИ:
         - certs – содержит сертификаты ключей ЭЦП;
         - issuers - содержит сертификаты издателей;
         - keys - содержит закрытый ключ и сертификат сервера, используемые при шифровании данных на сервере;
         - plugin – содержит файл установки плагина;
         - scripts - отвечает за работу с плагином и вызов функций на клиентской части ПКЗИ;
         - icrypter.inc.php - вызывает необходимые функции на серверной части;
         - index.php - основной исполняемый модуль, отвечающий за информацию, размещенную в экранных формах;
         - php_icrypter.dll - серверный модуль для веб-приложений;
         - libicrypter.dll -динамическая библиотека для использования в клиентских приложениях, работающих в операционной системе Windows.
3 этап Разработка окончательной версии программного комплекса защиты информации для систем электронного документооборота
На данном этапе:
- Разработана окончательная версия программного комплекса
- Проведено тестирование и отладка программного комплекса
- Описана работа окончательной версии программного комплекса
-Проведено сравнение разработанного программного комплекса с существующими криптографическими комплексами
- Произведено внедрение программного комплеса в:        
         Систему электронного документооборота E-hujjat версии 3.0
         Систему электронного судопроизводства E-SUD
Программный комплекс предназначается для реализации в системах электронного документооборота следующих функций:
                    работа с закрытыми и открытыми ключами ЭЦП;
                    работа с сессионными ключами шифрования;
                    ввод ключей с ключевых носителей E-kalit;
                    аутентификация пользователя в системе;
                    шифрование передаваемых и хранимых документов;
                    подписание электронных документов ЭЦП;
                    проверка подлинности ЭЦП электронны- выбор алгоритмов для создания программного комплексаspan style=nbsp;х документов;
                    обеспечение целостности с применением хэш-функции.
Данный программный комплекс разработан в 3-х исполнениях:
- PHP расширение для систем, представляющих собой веб-приложения
- Java приложение для систем, написанных на Java
- динамическая библиотека (DLL) для Windows-приложений.
- Результаты НИР могут использоваться для обеспечения защиты информации СЭД.
- Разработанный программный комплекс может быть внедрен в СЭД в качестве отдельного модуля.
В результате проведения исследований были проведены следующие работы: 
1)       изучены и проанализированы проблемы обеспечения защиты информации в СЭД, достоинства и недостатки различных систем с точки зрения обеспечения информационной безопасности.
2)       проведен анализ различных средств обеспечения информационной безопасности в СЭД, криптографических алгоритмов, выделены преимущества национальных криптоалгоритмов, выбраны алгоритмы для создания программного комплекса.
3) изучены и проанализированы общие требования к разработке программного обеспечения.
4) определены требования к программному комплексу защиты информации.
5) определены структура и состав программного комплекса
6) выбраны инструментальные средства разработки программного комплекса.
7) описана работа программного комплекса
8) оценена его эффективность на основе тестирования.
Разработанный ПКЗИ осуществляет защиту информации в электронном документообороте от перехвата, несанкционированного дешифрования, внесения изменений, несанкционированного доступа, фиксирует время подписания документов.
Такой программный комплекс за счет построения его с учетом работы на разных платформах (веб-интерфейс, интерфейс windows-приложений, а также интерфейс, выполненный на Java) и выдвижения минимальных требований к программно-аппаратной среде обладает свойствами унификации и возможностью внедрения в любую систему электронного документооборота в качестве отдельного модуля.
В настоящее время ПКЗИ внедрен в систему электронного документооборота E-hujjat версии 3.0, а также в систему электронного судопроизводства E-SUD, ведутся работы по внедрению программного комплекса в Систему электронного документооборота хозяйственных судов Республики Узбекистан.
            А. Файзуллаев: Пожалуйста, вопросы.
 
Б.Абидов: Как происходит соединение программного комплекса с системами электронного документооборота, на рисунке «Структура программного комплекса» это не обозначено?
Х.Хасанов: Программный комплекс имеет серверную и клиентскую часть. Данные части программного комплекса внедряются соответственно в серверную и клиентскую часть системы электронного документооборота. Связь между ними обеспечивает модуль организации связи.
Б.Абидов: Как модуль авторизации может обеспечить безопасность?
Х.Хасанов: На слайде, посвященном входу в систему E-hujjat, показано, что авторизация, обеспечиваемая программным комплексом, осуществляется не только на основе логина и пароля, но и ключа электронной цифровой подписи, который имеется только у владельца ключа. Это обеспечивает невозможность входа в систему злоумышленником даже при знании логина и пароля пользователя.
З. Рахматуллаев: Данная научно-исследовательская работа посвящена вопросу обеспечения информационной безопасности в системах электронного документооборота с использованием национальных стандартов по криптографической защите информации, что является одним из актуальных направлений обеспечения защиты информации в настоящее время. Являющаяся целью работы разработка независимого встраиваемого программного комплекса позволяет обеспечить эффективную передачу документов в системах электронного документооборота путем использования единых стандартов по криптографической защите информации без необходимости переписывать программный код уже используемых в практике систем. Вследствие широкого использования в настоящее время систем электронного документооборота и необходимости обеспечения их полноценной защиты, данная тема является актуальной.
В промежуточном отчете по первому этапу НИР проведены исследования проблем обеспечения защиты информации в системах электронного документооборота, описана классификация основных угроз СЭД, методов и средств защиты информации в СЭД, сравнение различных СЭД с точки зрения обеспечения информационной безопасности, проведен анализ существующих решений и алгоритмов и выбраны алгоритмы для создания программного комплекса. Также разработана предварительная структура программного комплекса и выбрана методика оценки эффективности использования программного комплекса.
В промежуточном отчете по второму этапу определены общие требования к разработке программного обеспечения, выбраны инструменты для разработки программного комплекса, проведено конструирование и проектирование программного комплекса, описаны структура и состав программного комплекса, работа первой версии программного комплекса.
В заключительном отчете описана разработанная окончательная версия программного комплекса защиты информации в 3-х исполнениях: для работы в браузере (веб-приложение) на языке программирования PHP, для работы в Windows-приложениях на языке программирования Delphi, для работы в системах, использующих Java на языке программирования Java. Также проведено сравнение разработанного программного комплекса с существующими в мире решениями, где показаны преимущества разработанного комплекса.
Разработанный программный комплекс позволяет осуществлять:
1)     ввод ключей с ключевых носителей E-kalit;
2)     авторизацию пользователя в системе;
3)     шифрование документов;
4)     подпись документа ЭЦП;
5)     проверку подлинности ЭЦП.
В работе были выделены преимущества национальных стандартов по отношению к зарубежным по криптостойкости, длине хэша, скорости, производительности, разработана универсальная структура криптографической защиты для систем электронного документооборота. Использование данных преимуществ и структуры является новым перспективным подходом к обеспечению защиты информации в системах, используемых в Узбекистане.
По работе имеется следующее предложение: В настоящее время программный комплекс функционирует в системе электронного документооборота E-hujjat версии 3.0 и системе электронного судопроизводства E-SUD. Желательно было бы, чтобы данный программный комплекс был апробирован в системах электронного документооборота других поставщиков.
Вышеуказанное замечание не снижает значимости исследования и актуальности темы НИР.
Исходя из вышеизложенного считаю, что данная НИР выполнена на высоком уровне и результаты могут быть использованы для повышения безопасности систем электронного документооборота, используемых в республике.
Также имеются следующие вопросы:
1)     Имеется ли возможность использования программного комплекса в системах электронного документооборота других поставщиков.
2)     Будет ли работать клиентская часть программного комплекса на ОС Linux.
3)     Можно ли использовать другие стандарты криптографической защиты в программном комплексе.
 
Р.Ковалева: Спасибо за вопросы.
По первому вопросу: Так как данный программный комплекс создан в 3-х исполнениях он может применяться в системах электронного документооборота других поставщиков с веб-интерфейсом, с windows-интерфейсом или разработанными на языке Java.
В настоящее время поступают предложения от министерств и ведомств, в частности Министерство финансов хочет внедрить комплекс в свою систему электронного документооборота.
По второму вопросу: Программный комплекс, написанный на языке PHP и Java, может быть использован в ОС Linux.
По третьему вопросу: Так как в Республике Узбекистан существуют собственные государственные стандарты по криптографической защите, устанавливающие обязательные требования к ЭЦП, шифрованию и хэшированию, данный программный комплекс использует алгоритмы, изложенные в государственных стандартах.
 
 
Х.Камилов: НИР посвящена вопросам обеспечения информационной безопасности в системах электронного документооборота. Быстрое развитие информационных технологий и перевод значительной части бумажного документооборота в электронный вид порождает проблему обеспечения высокого уровня защиты информации в системах электронного документооборота, применения новых методов обеспечения информационной безопасности и необходимость использования дополнительных встраиваемых самостоятельных средств защиты информации в уже существующие системы электронного документооборота. Создание таких средств, независящих от конкретной программной платформы, является перспективным подходом в этой области, что подчёркивает актуальность темы НИР.
В данной работе рассматривается комплексный подход к обеспечению криптографической защиты информации; проведён анализ состояния защищенности систем электронного документооборота, используемых в Узбекистане и в мире, а также сравнительный анализ криптографических стандартов и алгоритмов; предложена структура программного комплекса защиты информации для систем электронного документооборота, позволяющего обеспечить высокий уровень безопасности передачи документов по системам электронного документооборота и их юридическую значимость.
В первом промежуточном отчете обоснована необходимость комплексного подхода к защите информации в СЭД, проведён анализ существующих решений по защите информации в СЭД, а также проведено сравнение отечественных алгоритмов электронной цифровой подписи и шифрования с зарубежными. В результате проведенных исследований была разработана оптимальная структура программного комплекса защиты информации.
Во втором промежуточном отчете на основе исследований определены требования к разработке программного комплекса, инструментальным средствам, функциям программного комплекса, его составу. На данном этапе была разработана первая версия программного комплекса, которая была протестирована ОВАСППОЭ Государственного комитета связи, информатизации и телекоммуникационных технологий, все замечания по первой версии программного комплекса ГУП «UNICON.UZ» были учтены.
В заключительном отчете описана окончательная версия программного комплекса защиты информации (добавлены функции на языке программирования Java), описаны преимущества внедрения программного комплекса, в том числе при его использовании для Национальной информационной системы. Также в данном отчете приведены системы, в которые уже внедрен программный комплекс.
По данному НИР были даны замечания:
- по исследованию большего количества систем электронного документооборота,
- проведению анализа надежности ЭЦП стандартов RSA и ГОСТ Р 34.10,
- по использованию программного комплекса при взаимодействии с Национальной информационной системой (НИС),
- по более детальному описанию работы программного комплекса.
Данные замечания были ГУП «UNICON.UZ» приняты и учтены.
Исходя из вышеизложенного считаю, что научно-исследовательская работа соответствует всем требованиям, представленным в техническом задании, и имеет важное значение для внедрения и развития электронного документооборота в Узбекистане.
 
А. Файзуллаев: Есть ли еще вопросы по данной НИР?
 
А. Гатаулина:
1)     Как обеспечивается высокий уровень безопасности в программном комплексе?
2)     Как владельцы систем электронного документооборота могут внедрить комплекс?
 
Р.Ковалева: По первому вопросу: По мере разработки программного комплекса ГУП «UNICON.UZ» проводилось тестирование совместно с владельцами систем электронного документооборота для выявления слабых мест и повышения уровня безопасности.
Электронная цифровая подпись, алгоритм шифрования и хэширования соответствуют национальным стандартам, имеющим высокую критостойкость благодаря использованию сложности проблемы параметра степени, использования дополнительного функционального ключа шифрования и этапного ключа при хэшировании.
По второму вопросу: Данный программный комплекс будет распространяться всем, кому необходимо внедрить его в системы электронного документооборота.
 
А. Файзуллаев: Можно ли данный программный комплекс внедрить в любую систему электронного документооборота – Germes, LotusNotes и др.?
 
Х. Хасанов: Можно, при участии разработчиков данных систем.
 
И. Джураев: Как можно внедрить комплекс в закрытые системы электронного документооборота?
 
Х. Хасанов: Программный комплекс может быть внедрен в такие системы. Для внедрения программного комплекса в такие системы необходимо участие разработчиков данных систем электронного документооборота.
 
А.Файзуллаев: Кто может сказать о внедрении данного программного комплекса
 
Х. Камилов: В настоящее время ведется работа по внедрению комплекса в систему, созданную Центром Be-Pro.
 
А.Гафуров: Тема НИР является очень актуальной для обеспечения защиты информации. Сейчас мы действительно занимаемся внедрением программного комплекса в свою систему.
 
А. Файзуллаев: Для каких целей вы будете использовать программный комплекс, только для авторизации?
 
А.Гафуров: Для авторизации, а также обеспечения подписания документов электронной цифровой подписью.
 
         А. Файзуллаев: Больше вопросов по данной НИР нет? Тогда предлагаю проголосовать.
Кто за принятие представленного отчета по этой НИР?
Кто против? Нет.
Есть ли воздержавшиеся? Нет.
Принято единогласно.
 
В результате обсуждений и голосований научно технический совет постановил:   Принять НИР «Разработка программного комплекса защиты информации для систем электронного документооборота».                                                          
Объектом исследования являлись зарубежный опыт стран внедрения инноваций, механизмы развития инновационного потенциала и состояние развития информационно-коммуникационных технологий в Узбекистане.
Основными задачами исследования являлись определение наиболее распространенных в современной международной практике эффективных механизмов внедрения инноваций и изучение существующей практики внедрения инноваций в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий и определение путей ее совершенствования.
Заключительный отчет состоит из 4-х глав, а также 3-х приложений и заключения:
1 глава - Обзор опыта инновационного развития ИКТ в зарубежных странах;
2 глава - Современное состояние и тенденции инновационного развития сферы связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Республики Узбекистан;
3 глава - Механизмы внедрения инноваций, применяемые в зарубежных странах;
4 глава - Состояние и развитие практики внедрения инноваций в Узбекистане.
По результатам обзора основных тенденций инновационного развития ИКТ в мире получен ряд общих выводов, в том числе - успешность стратегии импорта инноваций на трасферной основе с избирательным подходом к стимулированию внедрения перспективных высокотехнологичных направлений на основе оперативно трансформирующихся организационных структур с небольшим числом уровней управления (так называемая «плоская» экономика), а также возрастающая значимость человеческого капитала.
В качестве частных примеров заслуживающих внимания особенностей подходов к инновационному развитию ИКТ в отчете приведены результаты изучения опыта Японии, США, Китая, Индии и ряда других стран.
Углубленное изучение наиболее широко применяемых в международной практике критериев инновационного развития позволило получить представляющие научно-методологическую и практическую ценность выводы (отраженных в том числе в научных публикациях авторов отчета). На основании анализа существующих подходов к решению данного вопроса подготовлен проект отраслевых критериев оценки инновационной активности.
Анализ современного состояния степени развития ИКТ в различных странах мира позволил выявить перспективные тенденции инновационного развития ИКТ. В результате проведенного изучения спектра исследований передовых зарубежных стран можно выделить ряд перспективных, интенсивно развиваемых направлений в области ИКТ, проведение НИР и НИОКР по которым будет способствовать их дальнейшему успешному внедрению - конвергенция информационных и телекоммуникационных технологий, построение мультисервисных сетей, развитие технологий «электронного правительства», «электронной коммерции», «телемедицины» и интерактивного дистанционного обучения на основе массового распространения широкополосного доступа к сети Интернет, а также ресурсосберегающие энергоэффективные «зеленые» технологии. В последнее время центральную роль в поддержке новейших программных приложений (так называемые «облачные сервисы») и современных услуг ИКТ, включая государственные услуги «электронного правительства», услуги «телемедицины», интерактивные видеокурсы дистанционного обучения и т.д., занимают технологии широкополосного доступа к сети Интернет, что приводит к возрастающему значению показателя уровня проникновения широкополосного доступа как одного из показателей, характеризующих уровень развития государства. По данным МСЭ-Т выявлено значительное отставание стран СНГ от развитых стран в части обеспечения пользователям к широкополосного доступа к сети Интернет. В условиях базирования ряда ключевых перспективных технологий на развитом ШПД, ликвидация подобного отставания приобретает стратегическое значение.
Анализ современного состояния и тенденций инновационного развития сферы связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Республики Узбекистан показал достаточно высокие темпы модернизации международных, междугородных и местных сетей Республики Узбекистан. При этом необходимо дальнейшее систематическое проведение работ по государственному стимулированию высокоинтенсивного увеличения широкополосного доступа к сети Интернет, с проведением регулярного анализа влияния выполняемых мероприятий на соответствующий прогресс требуемых конечных результатов - повышение степени доступности подключения к ШПД широких слоев населения и увеличение числа пользователей ШПД.
С переходом на наземное цифровое ТВ вещание ожидается освобождение части каналов, в настоящее время используемых для аналогового ТВ-вещания (так называемый цифровой дивиденд), что предоставляет дополнительные возможности для повышения эффективности использования радиочастотного спектра и инновационного расширения объема предоставляемых услуг ИКТ.
По итогам изучения инновационных почтовых услуг представляется целесообразной организация работ по компьютеризации и информатизации всех объектов почтовой связи для обеспечения возможности предоставления широкого спектра современных услуг.
Как показало проведенное изучение, в Республике Узбекистан осуществляются широкомасштабные мероприятия по активизации использования информационно-коммуникационных технологий с целью повышения эффективности и качества предоставления интерактивных государственных услуг и формирования электронного правительства. Развитие данного направления обуславливает необходимость проведения исследований в области мирового опыта инновационного совершенствования управленческих процессов с целью их оптимизации в системе «электронное правительство».
Также необходимо дальнейшее стимулирование на системной основе всех аспектов деятельности по разработке отечественных программных продуктов (подготовка кадров, поощрение предприятий, внедряющих отечественное ПО, поддержка экспорта собственных программных продуктов и т.д.).
Значительную важность представляет собой обеспечение равномерного внедрения современных ИКТ во всех регионах страны, в частности, представляется целесообразным рассмотрение возможности расширение опыта производства телекоммуникационного оборудования, инициированного в Навоийской и Джизакской области.
Проведенные исследования позволили выявить, что последние десятилетия правительства ряда передовых стран придают большое значение созданию организационно-хозяйственных структур, специализированных на максимально эффективном внедрении инноваций, при этом наиболее распространенными механизмами внедрения инноваций являются особые экономические зоны, технопарки и венчурные инвестиционные предприятия. Успешно развивающиеся государства, проводят целенаправленную политику стимулирования привлечения иностранного капитала и трансфера технологий в целях создания или модернизации соответствующей промышленности и повышения квалификации рабочей силы до современного мирового уровня, что позволяет увеличить объемы промышленного экспорта, обеспечивать занятость населения, создавать полигоны по опробованию новых методов хозяйствования и обеспечивать эффективное региональное развитие.
Установлено, что достаточная эффективность технопарков достигается только в окружении так называемых «зонтичных структур» (бизнес-инкубаторы, инновационные центры, инжиниринг-центры и др.), обеспечивающих обслуживание ученых, разработчиков, инженеров и начинающих предпринимателей, с целью обеспечить содействие быстрому внедрению инновационных разработок.
В связи с тем что создание технопарков и особенно технополисов требует привлечения весьма значительных финансовых средств и затрат материальных ресурсов, представляется целесообразным проведение углубленного научного исследования предпосылок внедрения в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий наиболее современной формы технопарков - «виртуального технопарка», что позволит значительно снизить затраты на реализацию данного инновационного проекта за счет применения современных ИКТ.
Установлено, что в международном масштабе более 60 % вновь создаваемых малых предприятий сферы ИКТ, ориентированных на внедрение инновационных технологий, создаются только благодаря поддержке венчурного капитала. Результативность такого апробированного механизма финансирования инноваций как различные формы венчурного инвестирования обуславливает целесообразность изучения всех связанных с функционированием таких структур аспектов (экономических, финансовых, политических, юридических), и создания соответствующего нормативно-правового базиса.
Собранные в ходе выполнения НИР данные показали, что Республика Узбекистан в общегосударственном масштабе, а также сфера связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Узбекистана имеют развитые организационные структуры, обеспечивающие целенаправленную и последовательную реализацию правительственных решений по обеспечению всех этапов инновационного развития республики и отрасли.
В рамках выполнения настоящей НИР разработана (и зарегистрирована в установленном порядке) база данных всех инновационных проектов, представлявшихся за весь период проведения ежегодных Республиканских инновационных ярмарок.
Анализ динамики реструктуризации организационных структур, осуществляющих государственное регулирование в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Узбекистана показал устойчивую тенденцию их постоянного совершенствования с целью повышения их эффективности, а изучение состава мероприятий, предпринимаемые для развития инновационной деятельности в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий позволило выявить, что они обеспечивают всесторонний подход к раскрытию интеллектуального потенциала отрасли.
Представляется целесообразным:
- создание максимально благоприятных условий для вовлечения в процесс внедрения инноваций широкого круга субъектов малого предпринимательства во всех в регионах республики, в том числе и путем создания крупными предприятиями малых специализированных предприятий, ориентированных на внедрение конкретных инноваций, а также поддержки их на стартовом этапе развития;
- разработка общеотраслевых программ инновационного развития и собственных программ инновационного развития предприятий сферы связи, информатизации и телекоммуникационных технологий, включающих в том числе формирование портфеля заказов предприятий на разработку инновационных проектов и НИР.
На этом краткий доклад закончен, спасибо за внимание, я готов ответить на вопросы.
 
Б.Абидов: Хотелось бы уточнить у докладчика - почему на слайде 24 (Комплексный поход к внедрению инноваций) презентации доклада нет отдельного компонента - финансирование, а ведь оно является основой успешности любых мероприятий.
 
А.Дурель: Совершенно верно, поскольку финансирование является важной частью большинства указанных компонентов, оно подразумевается как их неотъемлемая составляющая. Основные экономические механизмы государственного воздействия на инновационные процессы приведены на следующем слайде презентации.
 
А. Гатаулина: В чем заключается основной, наиболее ценный результат данной НИР?
А. Дурель: Достаточно сложно выделить только один наиболее важный итог, поскольку по итогам данной НИР впервые получен целый ряд результатов, представляющих определенную ценность - здесь и анализ международных опыта и тенденций, и выводы по существующей структуре внедрения инноваций в отрасли, и критический анализ зарубежных подходов к оценке инноваций, и созданная база данных по инновационным проектам. Все эти результаты как мы надеемся будут полезны нашей отрасли.
 
      А. Файзуллаев: Еще вопросы по данной работе? Предлагаю заслушать мнение оппонентов. Оба представили свои официальные отзывы.
 
М. Мухитдинов: Оппоненты не смогли лично присутствовать по уважительной причине
 
 А. Файзуллаев: Пожалуйста, огласите отзывы оппонентов.
 
Ю.К. Камалов– к.т.н., доцент
На актуальность и востребованность тематики рассматриваемой научно-исследовательской работы неоднократно указывалось руководством сферы связи, информатизации и телекоммуникационных технологий, в том числе, и на заседаниях настоящего Научно-технического Совета.
Как известно, несмотря на усиливающиеся проблемы в мировой экономике и замедление темпов ее роста, благодаря системной и последовательной реализации глубоко продуманной и целенаправленной программы экономического реформирования и модернизации республики, в Узбекистане обеспечивается сохранение макроэкономической стабильности и устойчиво высоких темпов экономического роста. Концептуальный поход к обеспечению инновационного развития сферы связи, информатизации и телекоммуникационных технологий, впервые в республике разрабатываемый для конкретной отрасли, будет способствовать определению целевых ориентиров ее развития и формированию комплексных долгосрочных мероприятий.
В представленном заключительном отчете по результатам выполнения НИР «Исследование современного опыта внедрения инноваций и разработка концепции инновационного развития сферы связи и информатизации Республики Узбекистан» достаточно широко рассмотрен опыт ведущих стран мира и успешные стратегии инновационного совершенствования, отражены тенденции мирового развития основных направлений инфокоммуникационных технологий, приведены представляющие интерес факты, тенденции и выводы.
Авторами исследования глубоко изучены как организационные механизмы, действующие в настоящее время в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Узбекистана, а также тенденции и динамика развития основных направлений существующих телекоммуникационных структур, отмечены области, требующие повышенного внимания и дальнейшего совершенствования.
В частности, раскрыта динамика развития сети телекоммуникаций республики, постоянный рост скорости пользования международными информационными сетями с одновременным снижением стоимости внешнего Интернет-канала, развитие сетей мобильной связи, активное внедрение цифрового телевизионного вещания.
Необходимо отметить, что отдельные данные в отчете приведены по состоянию на начало-середину 2013 года и в настоящее время по ним уже имеется существенный прогресс.
Также, несмотря на достаточно подробное описание организационных структур сферы связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Узбекистана и их значения в процессах внедрения инноваций, в отчете не раскрыты роли и функции конкретных подразделений Госкомсвязи, их задачи в реализации предлагаемой Концепции.
Наличие данных замечаний не препятствует применению представленных результатов НИР в целях обеспечения инновационного развития сферы связи, информатизации и телекоммуникационных технологий, в связи с чем рекомендуется принятие Научно-техническим Советом данного заключительного отчета по НИР.
 
А. Кадыров–д.т.н., профессор ТУИТ
 
Тематика рассматриваемой научно-исследовательской работы безусловно является весьма актуальной - как известно, необходимость перехода Узбекистана на инновационный путь развития определена Постановлениями Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию координации и управления развитием науки и технологий» от 7 августа 2006 года, «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство» от 15 июля 2008 года, «О приоритетах развития промышленности в Республики Узбекистан в 2011-2015 годах» от 15 декабря 2010 года.
Ташкентский университет информационных технологий, активно занимающийся вопросами содействия решению данной задачи, не может не приветствовать данную инициативу Госкомсвязи Республики Узбекистан в направлении реализации системного подхода к организации инновационного развития сферы ИКТ, прогресс которой в современных условиях является ключевым базисом внедрения передовых технологических и организационных изменений в республике в целом.
Нельзя не отметить справедливость наблюдений авторов отчета по НИР о десятках существующих определений понятия инноваций, что обусловлено не столько расхождениями во мнениях авторов различных формулировок, а в большей степени именно многоплановостью этого термина, трактовка которого зависит от выбора рассматриваемого аспекта инноваций. Можно поддержать выбранный авторами ориентир на обеспечение унификации применяемой терминологии с современными разработками отечественных и зарубежных авторов, что позволит в дальнейшем избежать различий в толковании применяемых терминов.
Как известно, базисными сферами национальной экономики, создающими фундамент Национальной инновационной системы, являются сферы: генерации знаний (наука и ее сегменты в других секторах); распространения и применения знаний (исследования и разработки, производство товаров и услуг); коммерциализации нововведений (рынок научно-технической продукции, рыночные институты); образования и профессиональной подготовки кадров; инновационной инфраструктуры, включая финансовое обеспечение; управления и регулирования (правовая база, государственная инновационная политика, корпоративное управление, рыночные механизмы.).
В представленном отчете по НИР рассмотрены в целом вышеуказанные направления в отраслевом разрезе, показано их современное состояние и отражены основные тренды. Также проведен достаточно интересный анализ тенденций инновационного развития ИКТ в зарубежных странах и наиболее распространенных институционных механизмов, применяемых в этих целях. Заслуживает внимания также результаты достаточно серьезного исследования самых известных подходов к формированию критериев оценки инновационного развития и полученные выводы.
В то же время, представляется что авторы, весьма детально рассмотрев роль и деятельность ведомственных предприятий в развитии ИКТ, уделили недостаточно внимания достижениям и возможностям других существующих в Узбекистане организаций (например, ПРООН), также активно проводящим исследования в данной области и имеющим соответствующий интеллектуальный потенциал, который может быть востребован в интересах содействия инновационному развитию нашей республики.
Также среди ряда экономических механизмов, применяемых в целях интенсификации инновационного развития, можно было бы упомянуть о лизинге - перспективном, хотя и незаслуженно недостаточно широко распространенном в сфере ИКТ многовариантном направлении, в классификации которого выделяют до 14 основных разновидностей, что предоставляет ИКТ-предприятиям широкие возможности для выбора наиболее оптимальных форм обеспечения своего непрерывного технологического развития.
В целом, несмотря на изложенные замечания, представляется, что полученные в итоге проведенных исследований результаты НИР соответствуют поставленным целям и хотелось бы выразить надежду что они послужат интересам развития сферы ИКТ Республики Узбекистан.
 
         А. Файзуллаев: прошу докладчика ответить на замечания оппонентов.
 
         А. Дурель: Со всеми замечаниями оппонентов разработчики НИР согласны, но разрешите при этом дать краткие пояснения. Действительно, высокие темпы развития отрасли приводили к необходимости неоднократных корректировок подготавливаемого отчета по НИР и некоторые данные, актуальные на момент его оформления, сейчас уже значительно возросли, это неизбежно с учетом степени интенсивности внедрения инноваций в нашей сфере. Также в отчете была рассмотрена инновационная деятельность Госкомсвязи Республики Узбекистан в целом, без детализации по отдельным подразделениям. Это объясняется тем, что в настоящее время (в отличие от структуры УзАСИ, где вопросы внедрения инноваций были закреплены за одним подразделением) практически все управления и подразделения Госкомсвязи осуществляют регулирование инновационной деятельности по курируемым ими направлениям. По замечаниям профессора Кадырова - конечно, при проведении данной НИР мы активно взаимодействовали и с ПРООН, и с Агентством по трансферу технологий, и с другими организациями. Но в связи с большим объемом вопросов, которые необходимо было отразить в заключительном отчете, большее внимание было нами уделено предприятиям и организациям системы Госкомсвязи. Что касается лизинга, то он указан нами в отчете как один из возможных экономических механизмов, но учитывая отмеченное и оппонентом разнообразием его форм, представляется целесообразным углубленное изучение возможностей применения лизинга в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий в рамках отдельной исследовательской работы, посвященной этому вопросу.
 
А. Файзуллаев: У меня вопрос - а какова роль НТО РЭС в рассмотренной вами отраслевой организационной структуре внедрения инноваций.
 
М. Мухитдинов: Позвольте мне ответить. Основными задачами НТО РЭС Узбекистана, является объединение усилий учённых, инженеров и специалистов на решение проблем технического перевооружения, реконструкции, модернизации и внедрения инновации на предприятиях связи. Являясь рабочим органом Научно-технического совета рассматривает научно-исследовательские работы качество их выполнения, внедрения и т.д. 
НТО РЭС, как известно, активно участвует в организации ряда регулярных отраслевых мероприятий, направленных на инновационное развитие нашей отрасли - это и конкурсы НИР, и обеспечение участия предприятий отрасли в Республиканской ярмарке инновационных идей и проектов, и организация ежегодных конкурсов изобретателей и рационализаторов, проведение научно-технических конференций, семинаров и многое другое. Все эти мероприятия и соответствующие данные отражены в отчете. К сожалению, докладчик не успел за время доклада перечислить многие ценные и важные результаты данной НИР - здесь и тот факт, что научные аспекты данной работы были продемонстрированы в 4 научных публикациях авторов отчета и обширный, впервые разработанный в нашей отрасли глоссарий терминов в области инноваций, а также приведенный в приложении к отчету базы данных инновационных проектов с 2008-2013г.г.
Идея проведения НИР по инновации принадлежит руководству Госкомсвязи. Быстро развивающаяся отрасль связи и информатизации по своей сути инновационная, являющаяся локомотивом для многих отраслей экономики нуждалась в разработке концептуальных ориентиров развития. В этом плане исследования мирового опыта, разработка концепции развития чрезвычайно актуальна. Наукоёмкая, широкопрофильная отрасль связи требовала привлечения опытных специалистов и ученных. Поэтому в разработке были привлечены известные специалисты. Данный отчет является результатом совместных усилий целого коллектива ведущих специалистов отрасли. Ряд ценных рекомендаций и  материалов был предоставлен непосредственно руководством Госкомсвязи - лично Х.М. Мирзахидовым и А.Н. Файзуллаевым , по вопросам организации радиочастотного спектра и цифрового телевидения дали информацию Б.К. Абидов и А.Р. Гатаулина, материал по развитию сетей телекоммуникации представил К. Юлдашев, перспективам развития почтовой связи Г.С.Абдулазизова, вопросы создания электронного правительства и применения ЭЦП Х.П. Хасанов и д.р. Мы надеемся, что все эти наработки окажутся полезными для успешного развития нашей отрасли.
А. Файзуллаев: Спасибо. У членов НТС есть еще вопросы?
Б. Абидов: Позвольте высказать собственное мнение по поводу данной работы. Такое исследование выполняется впервые в нашей сфере, первой среди всех отраслей, и важным моментом является то, что работа закладывает правильное понимание смысла самого понятия инноваций, их значения и механизмов реализации с учетом отраслевых особенностей. С учетом этого проделанная работа является нужной и полезной, и я лично буду голосовать за принятие данного отчета.  
А. Файзуллаев: Кто-нибудь еще хочет высказаться по этой теме? Если нет, предлагаю перейти к голосованию.
Кто за принятие представленного отчета по этой НИР?
Кто против? Нет.
Есть ли воздержавшиеся? Нет.
Принято единогласно.
В результате обсуждений и голосований Научно-технический Совет постановил:
         Принять НИР «Исследование современного опыта внедрения инноваций и разработка концепции инновационного развития сферы связи и информатизации Республики Узбекистан».
 
А. Файзулдлаев: Переходим к третьему вопросу повестки дня «Об итогах конкурса на стипендии Госком СИТТ и НТО РЭС» слово предостав-ляется Мухитдинову М.
 
Мухитдинов М. :Ежегодно мы проводим отбор лучших студентов ТУИТ и его филиалов на стипендию Госком СИТТ и НТО РЭС. В этом году решением ученого совета ТУИТ представлены 30 кандидатов на стипендию. Представленные документы изучены. В соответствии с положением о конкурсе материалы о кандидатах систематизированы и обобщены с учетом ре­зультатов учебы, активности участия в НИР, общественной деятельности, публи­каций,  наличия сертификатов и т.д. С учетом этих показателей и личного творческого вклада, на стипендию Госком СИТТ рекомендовано 8 наиболее достойных кандидатов (см. таблицу №1 Приложение 1).         
На стипендию НТО РЭС представлено 14 кандидатур. Аналогично, как и в случае стипендиатов Госком СИТТ, была про­ведена оценка по всем показателям учебной, научной и общественной деятельно­сти. Отобраны 5 наиболее достойных кандидатов (см. таблицу № 2 Приложение 1)
Из 4 представленных кандидатов на стипендию Госком СИТТ из колледжа связи относительно лучшие показатели в учебе и общественной жизни проявили двое учащихся (см. Табл. №3 Приложение 1).
Из 7 учащихся представленных на стипендию Госком СИТТ относительно высокие рейтинги получили 2 кандидатуры 2-го Академического лицея при ТУИТ и 1 кандидат лицея им. Мирзо-Улугбека (см. табл. № 4 Приложения 1)
В результате обсуждений и голосований  научно-технический совет постано­вил:
Рекомендовать к утверждению кандидатов на стипендии Госком СИТТ и НТО РЭС согласно Табл. №1,2, 3,4 Приложения 1.
 
            А. Файзуллаев четвёртый вопрос повестки в разном о конкурсе НИР с информацией Мухитдинов М.
 
         М. Мухитдинов Уважаемые члены НТС, Вам всем направлены проекты НИР на 2014 год и таблица иллюстрирующая методику оценки каждого раздела предлагаемого проекта. Мы впервые разработали такую методику для взвешенной и объективной оценки НИР. К примеру, если в разделе краткое содержание не раскрыта суть идеи и принципы построения, то оценка низкая. Нет научного задела или опубликованных работ, не участвовал на инновационной ярмарке, естественно баллы    резко снижаются.
         В связи с этим прошу внимательно, принципиально и объективно отнестись к оценке каждой НИР.
         В настоящее время оценки по НИР сдали 8 членов НТС, необходимо к 20 декабря завершить определение рейтинговых оценок.
         А. Файзуллаев: С целью своевременного планирования финансовых ресурсов на 2014 год Фонду ИКТ необходимо сдать информацию до 20 декабря с.г.
 
 
 
Заместитель председателя
Научно-технического совета                                                  Мухитдинов М.