ЦППМП и региональные филиалы - система инновационной составляющей подготовки специалистов

Огромную роль в определении направленности интересов и качества стереотипов играет система образования, призванная функционировать в контексте инновационной общественной культуры. Поэтому для развития креативных форм мышления специалистов, прежде всего, необходимо осуществить переход от «ретранслирующей» к «инновационной» направленности образования.

Основные принципы инновационного образования:

  • Вырабатывать навыки логического вывода и самостоятельного формулирования определений понятий;
  • Учиться выявлять значимые основания для построения классификаций и типологий и самостоятельно строить их;
  • Формировать навыки самостоятельного моделирования явлений и процессов;
  • Учиться решать нестандартные задачи, предполагающие самостоятельный поиск дополнительной информации, выработку новых подходов к анализу проблемной ситуации и способствующие развитию системного видения объекта исследования.

Основной проблемой подготовки квалифицированных специалистов представляется разрыв между пирамидально-статичной системой ИКТ-образования и динамично функционирующей и развивающейся ИКТ-индустрией. Пик образовательной пирамиды – инновационные исследования, в которых производство нуждается. Однако отсутствует эффективная интеграция образования, науки и производства. Предлагаемая структура станет точкой пересечения этих трех сфер.

Ещё более остро стоит проблема информационного разрыва между учебными учреждениями в регионах. Предлагаемый проект решает эту проблему тем, что доносит до регионального уровня и активно продвигает и передовое образование, и практическое внедрение разработок.

В ходе реализации данного проекта будет создана система подготовки IT-специалистов, покрывающая потребности внутреннего рынка и позволяющая в короткие сроки развернуть обучение специалистов по необходимому направлению в сфере информационных технологий.
Централизованная республиканская сеть филиалов позволит также вовлечь талантливую молодежь из регионов в сферу информационных технологий, а также обеспечить профессиональную подготовку и переподготовку кадров, связанных с применением информационных технологий в профессиональной деятельности на территории РУз.
Для предприятий ИКТ и других сфер это позволит оперативно разворачивать новые виды производства в регионах – в силу наличия людских ресурсов и возможности подготовки новых требуемых специалистов. Кроме того, посредством данной структуры возможно непосредственное внедрение проектов по всей республике, например в территориальных подразделениях предприятия.
На сегодняшний день в рамках данной системы функционируют учебные центры в городах Ташкент, Фергана, и Навои. Планируется открытие учебных центров в остальных областях.
Предусмотрено развитие новых направлений обучения в областях; стажировка и привлечение студентов областных высших и средне-специальных образовательных учреждений к работе на предприятиях; реализация широкомасштабных проектов для предприятий и организацией с разветвлённой территориальной структурой и др.

На основе анализа проблем информатизации образования, кадрового обеспечения ИКТ, отсутствия восприимчивости образовательных структур к динамично развивающейся ИКТ-индустрии, ЦППМП предлагает следующее:

1. В развитие информатизации образования:

  • современное аппаратное и локализованное программное обеспечение для ИТ-инфраструктуры;
  • современное аппаратное и локализованное программное обеспе-чение для учебной деятельности;
  • создание сети национальных образовательных учреждений для совместной учебной, научной и исследовательской деятельности
  • подготовка и поощрение преподавателей;
  • конкурсы и олимпиады по ИТ-дисциплинам.

Для решения первой категории проблем (развитие компьютеризации образования) необходимо:

  • обеспечить образовательные учреждения необходимым компьютерным и сетевым оборудованием, а также программным обеспечением для проведения учебной, научной и хозяйственной деятельности. Особое внимание следует уделять современности, лицензированию и локализации программного обеспечения;
  • создание сети национальных образовательных учреждений для совместной учебной, научной и исследовательской деятельности (общая научно-образовательная сеть, банк научных работ и инноваций, совместное проведение исследований рабочими группами различных вузов, и пр.);
  • подготовка и поощрение преподавателей для повышения квалификации и наиболее полной отдачи в процессе подготовки специалистов – внедрение лучших методик преподавания, участие в государственных и международных программах повышения квалификации, вовлечение преподавателей в проектную деятельность (практические навыки и дополнительное материальное стимулирование), сеть сообщества профессионалов и преподавателей сферы ИКТ (порталы, форумы) и пр.;
  • создание конкурентной среды для выявления талантливой молодёжи из числа студентов. Здесь следует уделить внимание целесообразности мероприятий, перспективе дальнейшего развития, привлечению предприятий отрасли к работе с талантливой молодёжью, создание удобных условий для совмещения практической и учебной деятельности студентов.

2. В развитие кадрового обеспечения в ИКТ, вариант:

  • создание вендорами авторизованных учебных программ;
  • модернизация ИТ-дисциплин;
  • внедрение современных специальностей;
  • стажировка выпускников образовательных учреждений на предприятиях ИТ-индустрии;
  • привлечение предприятий ИТ-индустрии к учебному процессу.

Для решения второй категории проблем – кадрового обеспечения отрасли ИКТ – выступают сами предприятия отрасли, предлагая учебные программы, программы сертификации, создание сообществ профессионалов и пр. Наиболее ярким и показательным примером подобного решения является инициатива корпорации Microsoft IT Academy Program.

В рамках этой программы осуществляется следующая деятельность:

  • разработка и распространение лучших методик преподавания ИТ-дисциплин (MSDN AA Curricula Repository);
  • тренинги, семинары и курсы по подготовке к сертификации (MCP, MCAD, MCSD и пр.);
  • модернизация ИТ-дисциплин (с учётом требований ИТ-рынка и соответствия международным стандартам);
  • новые специальности (Бизнес-информатика);
  • сертификат - это признание фирмой-производителем знаний, умений и навыков конкретного человека. Сертификат Microsoft – это неоспоримое преимущество при трудоустройстве выпускника;
  • разнообразные программы партнёрства (для среднего образования, для высшего образования, профессиональный уровень, уровень ИКТ-грамотности).

Таким образом, корпорация Microsoft сама восполняет недостающее звено подготовки специалистов, доводя их до нужного уровня профессионализма.

3. Апробированная система инновационной подготовки специалистов в ЦППМП с иллюстрацией динамики подготовки


 
 
 

 
Автор проекта: Гафуров А.Х.
Центр подготовки и поддержки молодых программистов
Контактный телефон: 150-41-51