Программное обеспечение класса BPMS (Business Process Management System). Система управления бизнес-процессами.

Традиционный способ автоматизации бизнес-процессов предприятия — разработка или приобретение готового прикладного программного обеспечения. Однако, на практике прикладные программы автоматизируют только отдельные бизнес – функции, т.е. часть задач бизнес-процесса, а главное, внесение даже небольших изменений в схему бизнес-процесса, означает необходимость доработки программного кода и больших затрат времени. В результате прикладные программы не успевают обновляться в том темпе, который диктуют изменяющиеся условия бизнеса и потребности самого предприятия. Изначально, BPM-системы появились как решение именно этой конкретной проблемы.
Суть BPM-решения - системы управления деловыми процессами «GERMES-BPMS» заключается в том, что бизнес-процессы описываются, исполняются, анализируются и контролируются средствами самой BPM - системы.
BPM-система состоит из стандартного набора компонент, соответствующих стадиям жизненного цикла бизнес-процесса: проектирование, исполнение, мониторинг.

Под проектированием понимается разработка схемы бизнес-процесса. В состав BPM-системы входят:

  1. Графический дизайнер для рисования схемы бизнес-процесса
  2. Репозитарий для хранения разработанных схем бизнес – процессов и организации совместного доступа

Возможность моделировать бизнес-процесс при помощи графического редактора является принципиальной особенностью BPM-систем: проектирование бизнес-процесса может выполнять бизнес-аналитик предприятия без участия программиста.
Процедура создания модели бизнес-процесса мало чем отличается от привычной для бизнес - аналитиков процедуры рисования схем – необходимо нарисовать шаги процесса, описать бизнес-логику, определить группы пользователей и перечень вводимых на каждом шаге реквизитов.


 
Результат описания бизнес – процесса сохраняется на сервере, после чего процесс может быть инициирован. При необходимости в схему можно вносить изменения, также не прибегая к помощи программистов. Альтернативно, схема бизнес-процесса может разрабатываться в каком-либо из традиционных средств моделирования бизнес-процессов и переноситься в BPM-систему при помощи операций импорта-экспорта.
Ядром BPM-системы является его «движок» (BPM Engine). Он стартует экземпляры бизнес-процессов, отслеживает смену их состояний, хранит значения реквизитов, выполняет бизнес-правила. Если сравнить схему бизнес-процесс с нотами, игра по которым производит приятную для слуха мелодию, то BPM Engine — это механическое пианино, играющее по этим нотам.
Ядро BPM-системы предоставляет также интерфейсы для стыковки с внешними приложениями — специальные адаптеры, веб-сервисы, драйверы для доступа к реляционным базам данных или к другим источникам данных. Использование этих интерфейсов зависит от типа бизнес-процесса.
Относительно небольшую долю составляют бизнес-процессы, которые BPM-система может выполнить полностью автоматически, запустив ряд специализированных программ. Например, Интернет - провайдер при активации нового клиента должен создать для него учетную запись на сервере, добавить информацию в системную службу имен, в конфигурационные файлы веб-сервера и электронной почты и, наконец, сформировать счет и отправить его пользователю вместе с уведомлением об активации сервиса. Каждая операция выполняется отдельной программой (в идеале через стандартизованный интерфейс — веб-сервис), а BPMS играет роль планировщика.
Наиболее распространен тип бизнес-процессов, предполагающий как стыковку со специализированными приложениями, так и участие живых людей. Например, сотрудник финансового отдела должен зарегистрировать факт оплаты в ERP-системе, как шаг бизнес-процесса реализации товара. Этот сценарий требует разработки интерфейсных программ, работающих и с контекстом бизнес-процесса (т.е. с его реквизитами), и с внешней прикладной программой или базой данных. В контексте бизнес-процесса сохраняются ссылки — номер платежки, код контрагента — по которым развернутую информацию можно извлечь из внешнего приложения или базы данных на следующих шагах бизнес-процесса. Разработка таких комплексных приложений обычно — самая трудоемкая часть проекта BPM.

 
BPM-система осуществляет контроль бизнес-процессов двумя путями:

Менеджеру не приходится выяснять «на ком стрелка» — для каждого экземпляра бизнес-процесса это наглядно показывает динамически формируемое графическое изображение - зеленым цветом отмечаются шаги процесса, которые выполняются в данный момент. Красные стрелки показывают пройденный маршрут.

BPM-система накапливает ценную статистику для анализа параметров выполнения экземпляров бизнес-процессов: интенсивность (число экземпляров в неделю или месяц), продолжительность (время от запуска до завершения), нагрузка на отдельных специалистов (число и продолжительность выполненных заданий), что позволяет выявлять узкие места и усовершенствовать бизнес-процессы. При помощи BPMS измененные бизнес-процессы оперативно корректируются и внедряются в эксплуатацию.


 
BPM-система предоставляет базовый набор отчетов по показателям бизнес-процессов. На их основе могут быть сконструированы ключевые показатели эффективности (KPI- Key Performance Indicators), которые, в свою очередь, могут быть увязаны с «системой сбалансированных показателей» предприятия (BSC - Balanced Score Сard).
 
 
 
Автор проекта: Муслимов Х.П.
OOO «BAIK Technologies»
Контактный телефон: 154-43-86